Навигация
Новое на сайте
- КОНСПЕКТЫ ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ
- РАСПИСАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В ОБЪЕДИНЕНИЯ...
- МАСТЕР-КЛАССЫ
- Городской управленческий проект "ПРОЕКТО...
- Безопасность в доме
- Об учреждении
- Обучение в ВУЗах МЧС России
- Новогодние афиши
Поиск по сайту
Последние новости
- 1 апреля стартует прием заявлений в 1 класс на Госуслугах
- Памятка об оказании медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях
- Праздничный концерт
- Афиши к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Афиша праздничных мероприятий «Мир! Труд! Победа!»
- Акция "Берегите природу"
- Памятка для водителей мототранспорта
Новые записи в блогах
RSS новости
Хотите быть всегда в курсе наших новостей? ПодпишитесьВход
Работа с одаренными детьми в рамках программы «Театр» Алиса»Автор: Администрация, опубликовано: 14 Октябрь 2014, изменено: 14 Октябрь 2014 |
I. Определение одаренности. Виды одаренности. II. Работа с одаренными детьми в условиях рабочей программы «Театр»Алиса». 1. Мотивация педагога. 2. Направления работы. 3. Примеры упражнений, игр, этюдов. 4. Результаты работы. III. Направления дальнейшей работы. Под одаренностью ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности: 1. Художественная одаренность. Подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительного мастерства в музыке, живописи, кино и д.д. 2. Общая интеллектуальная и академическая одаренность. 3. Творческая одаренность. Одни специалисты полагают, что творчество и креативность являются неотъемлемыми элементами всех видов одаренности. Другие считают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые вызывают отнюдь не положительные эмоции у окружающих людей; отсутствие внимания к условностям и авторитетам; независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; яркий темперамент. 4. Социальная одаренность. Исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Театральная деятельность имеет ряд особенностей, в силу того, что театр- искусство «синтетическое». То есть, вбирание в себя практически всех видов искусств. Отсюда и особое понимание театральной деятельности. Прежде чем говорить о конкретных примерах работы с театрально-одаренными детьми, необходимо коснуться вопроса диагностики актерской одаренности, ее критериев.
Диагностика актерской одаренности и прогноз успешности проффесионального обучения.( По книге Н.В. Рождественской «Диагностика актерских способностей». 1. Предварительный просмотр. Отсев: явные недостатки дикции, несценическая внешность, очевидная неспособность органично существовать на сцене (монотонное эмоционально бедное исполнение; рассогласованность внешних и внутренних данных). 2. Сценический темперамент. 3. Способность к перевоплощению. 4. Личностные особенности. (Ролевой план). Критерии актерской одаренности. 1. Внешние данные. (Сценическое обаяние). 2. Сценический темперамент. 3. Актерское воображение. 4. Способности к перевоплощению. 5. Оригинальность в интерпретации литературного материала. Просуммировав все, выше сказанное, можно сделать следующий вывод: Основа одаренности актера – способность к перевоплощению и выразительные способности. Существуют, конечно, программы работы с одаренными детьми. Но, как быть, если в обычной программе возникает необходимость специальных упражнений и тренингов для одаренных детей. Это происходит, когда в группе вдруг появляется один, два, три ребенка с явными признаками одаренности в соответствующей области. Для них не создать отдельную группу. Да и убирать их из общей группы, значит – обеднять ее, в творческом смысле. Мотивация одаренных детей. 1. Предпрофильная подготовка (9,10, 11 классы индивидуальная работа). 2. Желание реализовать свои способности в области любительского искусства. ( 7,8,9,10 классы). 3. Желание повысить свой статус участием в конкурсах и фестивалях достаточно высокого уровня.( 3-10 классы). Существуют определенны различия в работе с одаренными детьми в различных возрастных группах ( младшая 7-9 лет; средняя 10-12 лет; старшая от 13 лет и старше). С младшими детьми достаточно во время занятий давать упражнения для всей группы из общего плана. Но, поощрять стремление одаренного ребенка сделать задание по-своему, импровизировать, проявлять большую самостоятельность. В нашем театре «Алиса» есть пример успешного участия детей второго класса в областном конкурсе. Главное здесь, не переусердствовать6 в смысле большого количества выступления. В средней группе одаренный ребенок начинает выделяться из общей массы сильнее Не всегда это нравится остальным детям. Вот как раз здесь требуется правильно вести воспитательную работу. На этом этапе складывается коллектив спектакля, актерское братство. Внимание уделяется тренингам на совместную деятельность, групповым этюдом. Одаренный ребенок должен найти свое место в коллективе. Вот здесь и поможет ему хороший педагог. Театр-искусство коллективное. В этот период дети учатся понимать и ценить друг друга. Самый сложный период для одаренного, уже подростка, является возраст от 12,13 лет и старше. Талантливый юный актер начинает осознавать свою талантливость. А вот ,что с ней делать…порой, не понимает. Разные бывают ситуации: временный или окончательный уход их театра, поиск других фор проявления своей одаренности, конфликты с товарищами по коллективу…Здесь может возникнуть большой разрыв между тем, что задумал и хочешь осуществить и своими незрелыми еще пока умениями.. Актерской технике надо еще учиться! Путь этот труден и достаточно долог. Даже если подросток хочет реализовать себя в любительском театре. Вот, пожалуй основное, что следует иметь ввиду, работая с несколькими ли даже одним ребенком в обычном коллективе.
Примеры упражнения для работы в театральном коллективе «Театр»Алиса». В группе имеются дети, одаренные в плане актерских способностей. Группа 15 человек. Все выбранные упражнения рассчитаны на работу, где смогут проявить себя обычные дети и дети, наделенные способностями в театральном искусстве ( одаренные дети). 1. «Творческие сюрпризы». Это упражнение, в котором заложено фантазирование на свободную тему. Творческим сюрпризом может быть: песня, стихи, монологи и т.д. В этом упражнении наиболее полно проявляется личностные качества учащихся, творческая индивидуальность каждого из них. Сюрпризы учащиеся готовят сами. Затем педагог корректирует их. Нередко из сюрпризов рождается творческий вечер группы. 2. «Что общего?». ( Групповые скульптуры). Участники делятся на малые группы ( по 3-4 человека). В каждой группе участникам нужно в течении 5-8 минут рассказать о себе и найти нечто, объединяющее всех в этой группе, после чего это нужно воплотить в застывшей позе или «скульптуре». Остальным надо угадать, что объединяет членов группы. (например «что мы любим»; «что ненавидим» и т.д.). 3. «Газета». (Сжать себя). Встать, ноги широко, руки вытянуты в стороны и наверх. Представить, что вы – разглаженный лист газеты ( лицо - тоже). Теперь представить, что эту газету кто-то начинает медленно сминать в шарик ( от пальцев – медленное скручивающие движение). Крайнее положение – сидя на корточках, обхватив колени. (Повторить 5 раз). 4. «Философский взгляд». У Будды и его учеников была любимая ига, которая состояла в том, что Учитель бросал слово, вокруг которого ученики должны были развить целую мысль. Нет более подходящего средства, чтобы проверить способность осознавать, думать, и философствовать над тем, что происходит в сцене, пьесе, с ролью, которую он играет. 5. «Вездеходы». Это упражнение поможет переключать внимание, «запускает» спонтанность и творческое мышление. Группа ходит по комнате в среднем темпе. Ведущий (педагог) время от времени дает задание, меняющее смысл ходьбы и переносящие участников тренинга в самые неожиданные места. Каждый, услышав новую информацию, быстро анализирует ее и меняет свои действия в зависимости от условий игры. «Пристройка»; без обсуждения; индивидуально!). Пример: Идем через лес! Птицы поют, бабочки порхают, высокая трава на опушке… Крапива! Комары заели!!! А все потому, что попали в болото. Страшно! Противно! Сумерки… Снежное поле, ветер… Пули свистят над головой. Где бы укрыться?! Пруд. Холодная вода! Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков… Липкая паутине! Ею покрыто все! Нет, показалось! Идем через сад!.. Берег моря, закат…и т.д. 6. «Сказка в шесть кадров». Это упражнение поможет отработать с группой сразу несколько умений: взаимодействие с партнером, структурирование текста, основы построения и понимание мизансцен, использование мимики и жестов. Берется известная сказка, определяются ее «сюжетные узлы» ( наиболее важные места действия). Пример: «Красная шапочка». В ней, к примеру шесть таких узлов. (Бывает больше!) 1. Мама отправляет Красную Шапочку к бабушке. 2. Красная шапочка встречает в лесу волка. 3. Волк проникает в дом бабушки. 4. Волк съедает бедную бабушку. 5. Вот съедает красную шапочку. 6. Торжество справедливости – охотники убивают Волка и освобождают съеденных персонажей. Теперь мы должны будем сыграть сказку. Разбиваем группу на несколько маленьких (3-4 человека). Играем без движений и слов. Представляем сказку как серию фотографий. В стоп-кадре надо сохранить иллюзию движения. Все жесты максимально выразительные. Мимика - яркая! Мизансцена (картинка должна быть внятной и четкой. Работать на зал лицом. Следить, чтобы исполнители не перекрывали друг друга. Использовать все пространство сцены! «Кадры» четко следуют друг за другом ( по хлопку ведущего группы). Каждая группа делает свой вариант сказки. ( Один актер может играть две роли). 7. «Эстафета импровизаций» «Монолог профессионала». Участвую 5-7 человек. Выстраиваются в шеренгу друг за другом. Ведущий (педагог) определяет для каждого его роль – профессию. Пример: водитель самосвала, косметолог, директор бани, полицейский, парикмахер. Дается общая тема для обсуждения. Например, «Дрессировка слонов в домашних условиях». По хлопку ведущего первый человек начинает свой проффесиональный монолог на данную тему. Дается 10 секунд. Хлопок! (даже если на полуслове!); Первый человек встает в хвост шеренги. Продолжает работать второй ( по хлопку). Причем, с того места, с того слова, на котором был прерван его товарищ и т.д. 7б) «Сказка втроем». Участвуют трое. Один рассказывает. Второй сидит на стуле ( руки за спиной). Третий сидит за стулом (руки « исполняют роль второго участника», т.е. просунуты у него подмышками.) Для зрителя создается иллюзия, что сказку рассказывает человек на стуле голосом первого актера и руками третьего. Добиваются синхронности!. 8. «Скульптура чувств». Делим группу на подгруппы по 3-5 человек. Каждой группе дается задание: выбрать определенную эмоцию и представить ее в виде многофигурной статической композиции. Зрители определяют, что это за чувство. ( Тренируется пластика и вербальная точность в определении эмоциональных состояний). 9. «Ширма перевоплощений». Нужна ширма. За ширму входит старик, а выходит – малыш. Кот-мышонок (вход – выход). Кот – пес. Замерзающий человек – изнемогающий от жары. Баба яга – Елена прекрасная. Детектив – воришка. Слон – моська (собака). 10. « Проблемы, проблемы…» На площадку выходят по очереди. По сигналу ведущего начинают простое действие: читают, заходят в квартиру, едят… Следующий участник с места громко называет проблему, осложняющую действие первого человека. Пример: Первый человек входит в дом. Открывает дверь, как вдруг… «Попал в чужую квартиру!» ( объявляет второй человек) или «Посреди твоей комнаты стоит розовый слон!». 11. «Четыре слова». Выполнять можно по одному, в парах или группах. Пишется четыре слова. ( Хлеб, театр, звезда, грязь. Душа, письмо, звезда, шаг…) Задание: за 15 минут придумать и сыграть этюд, объединяющий данные слова.
В заключение коротко расскажу о том коллективе, с которым работаю. Вы посмотрите фрагменты из спектаклей нашего театра ( разных возрастных составов). Театру «Алиса» уже больше десяти лет. Возраст детей от 8-9 лет и до 20( есть и старше). Мы принимаем участие во многих конкурсах и фестивалях различного уровня. Есть дипломы (Конкурсы не только для театралов, но и для чтецов). Есть ребята, которые играют сейчас в любительских театрах ( в своих колледжах и институтах). Есть, те кто собирается сделать театр своей профессией (актеры). Ребята каждый год играют Новогодние спектакли для детей комсомольского района. Это уже традиция. Наши ведущие работают на митингах в мае; на гало-концертах театрального фестиваля «Радуга Надежд»; вели отчетные концерты центра «Родник»; программу в международном лагере в пансионате «Радуга» в этом году ( на английском и русском языках). Актеры театра «Алиса» яркие, интересные ребята. Среди них есть более одаренные и менее одаренные. Но, все мы составляем единый организм, команду. Достаточно много сыграно различных спектаклей: от сказок до классики. Для себя я сделала вывод. Буду работать с разными детьми. Пусть в нашем коллективе будут и одаренные и не очень… Главное, чтобы у всех было желание развиваться, работать вместе, быть оптимистами, любить театр. Литература, использаванная для подготовки материала. 1. «Основы актерского мастерства по методике З.Я. Короготского (журнал « Я вхожу в мир искусств» № 1 за 2008 год). 2. Михаил Кипнис « Актерский тренинг». М. АСТ…2009 год. Журналы « Справочник зам. Директора школы» №5; №7 2013 год.
|
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Структура и органы управления образовательной организацией
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Платные образовательные услуги
Финансово- хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
Стипендии и меры поддержки обучающихся
Организация питания в образовательной организации
Образовательные стандарты и требования
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Министерство просвещения Российской Федерации
Ответственность за коррупционные нарушения




Телефоны служб экстренного реагирования