Навигация
Новое на сайте
- Городской управленческий проект "ПРОЕКТО...
- РАСПИСАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В ОБЪЕДИНЕНИЯ...
- КОНСПЕКТЫ ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ
- Безопасность в доме
- Об учреждении
- Обучение в ВУЗах МЧС России
- Новогодние афиши
- Информация о методических и иных докумен...
Поиск по сайту
Последние новости
- Проект «Всё для Победы!»
- Организация отдыха детей и взрослых в новогодний период 2025 года
- День матери
- Поздравляем победителей
- Хорошие новости недели (18 ноября)
- Санаторно-оздоровительные смены
- Правила дорожного движения
Новые записи в блогах
RSS новости
Хотите быть всегда в курсе наших новостей? ПодпишитесьВход
ТРЕБОВАНИЯ к программам практико-ориентированных курсов предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классовАвтор: Администрация, опубликовано: 22 Январь 2014, изменено: 22 Январь 2014 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тольяттинское управление министерства образования и науки Самарской области Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов центр повышения квалификации «Центр развития трудовых ресурсов городского округа Тольятти» Утверждаю дата подпись ТРЕБОВАНИЯ к программам практико-ориентированных курсов предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Предпрофильная подготовка учащихся – это системная комплексная информационная и практическая подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору профилирующего направления собственной деятельности. Основная функция предпрофильной подготовки – профориентационная. Предпрофильная подготовка является необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего профессиональному самоопределению учащихся-выпускников основной ступени. 2. Практико-ориентированные курсы являются составной частью предпрофильной подготовки в 9-х классах в процессе самоопределения учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и/или сферы последующей профессиональной деятельности. 3. Практико-ориентированные курсы имеют строго профориентационную направленность и не предназначены для углубленного изучения базовых общеобразовательных предметов. 4. Основной целью курсов является знакомство учащихся 9-х классов на практике с разнообразными видами профессиональной деятельности человека. 5. Задачами курсов являются: · познакомить учащихся с современными профессиями; · обеспечить учащимся осуществление первых профессиональных проб в той или иной сфере человеческой деятельности; ознакомить на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям; · поддержать мотивации учащихся к тому или иному профилю. 6. Основной результат посещения курсов для учащихся – формирование и формулирование ими отношения к представленной профессиональной деятельности. Любое осознанное отношение к профессии является важным результатом для подростков в процессе принятия решения профессионального самоопределения. 7. Объём программы курса должен составлять 11 академических часов. 8. Практическая работа учащихся должна занимать не менее 60% объема программы. Курсы должны быть практически ориентированы, предполагать введение активных форм работы с учащимися и получение ими минимального опыта в различных видах профессиональной деятельности человека. Крайне желательно, чтобы каждый учащийся в конце занятий имел индивидуальный или групповой интеллектуальный или материальный результат, который может быть (по возможности) представлен им своему семейному и дружескому окружению. 9. Программа курса по содержанию должна знакомить учащихся с одной из сфер профессиональной деятельности: · физико-математические науки; · естественные науки; · гуманитарные науки; · социальные науки; · образование и педагогика; · здравоохранение; · культура и искусство; · экономика и управление; · информационная безопасность; · сфера обслуживания; · сельское и рыбное хозяйство; · геодезия и землеустройство; · энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника; · металлургия, машиностроение и материалообработка; · авиационная и ракетно-космическая техника; · транспортные средства; · приборостроение и оптотехника; · электронная техника, радиотехника и связь; · автоматика и управление; · химическая и биотехнологии; · технология продовольственных продуктов и потребительских товаров; · строительство и архитектура; · безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды в отношении того или иного предмета труда: · человек (социономические профессии); · художественный образ (артономические профессии); · знаковая система (сигнономические профессии); · техника (технономические профессии); · природа (биономические профессии). 10. В целом, программа курса должны отвечать следующим требованиям: ● знакомить учащихся с видами профессиональной деятельности в соответствии с современным уровнем их состояния; ● иметь установку на развитие целостного взгляда на вид профессиональной деятельности и ее роль в социально-экономическом развитии страны, региона, города; ● быть обеспеченной основными информационными, программными и техническими средствами; ● обладать развивающим потенциалом, способствовать развитию интеллектуальных и профессиональных навыков, социальных компетенций учащихся; ● способствовать социализации и адаптации учащихся, предоставлять возможность для осознанного профессионального самоопределения, выбора профилирующего направления обучения; ● учитывать возрастные психолого-педагогические и валеологические особенности развития подростков; ● обеспечивать безопасность здоровья и жизни учащихся. 11. Материалы программы должны содержать: · Визитную карточку программы (Прил.№ 1 и Прил.№ 2 (Список укрупненных групп специальностей по образованию к п.№ 7 Визитной карточки) и · собственно программу (см. далее раздел № II). II. СТРУКТУРНЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ Структура программы: 1. титульный лист; 2. пояснительная записка (объем 1,5-3 стр.); 3. учебно-тематический план (объем 1-2 стр.); 4. программа курса (объем 1-3 стр.); 5. информационное обеспечение (объем 1-2 стр.); 6. информация об авторе программы; 7. аннотация. 1. Титульный лист включает: · вверху по центру страницы – название образовательного учреждения; · справа в верхней трети страницы – утверждающую резолюцию руководителя учреждения (с датой утверждения программы); · слева в верхней трети страницы напротив резолюции руководителя учреждения – утверждающую резолюцию Председателя Экспертного совета; · по центру страницы: 1 строка – Программа курса предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов, 2 (3) строка – название программы; · справа в нижней трети страницы – сведения об авторе(ах) (ФИО, должность, квалификационная категория, ученое звание); · внизу по центру страницы – название города, год написания программы. Примечания: 1. Название программы на титульном листе должно совпадать с названием в разделе информации об авторе. 2. Название программы должно быть выражено в однозначных для понимания учащихся формулировках (и, желательно, привлекательных), однозначно указывать на сферу профессиональной деятельности. Названия с указанием шифра и наименования специальности по образованию (190201 «Автомобиле- и тракторостроение») или наименование учебной дисциплины в учреждении профессионального образования («Разработка технологического процесса изготовления детали») НЕДОПУСТИМЫ. Также недопустимы названия в формулировках целей (формирование, информирование и т.д.). 2. Пояснительная записка программы должна состоять из следующих обязательных частей: 1. профессиональная область с указанием конкретных профессий, специальностей, специализаций; актуальность и целесообразность введения курса по указанной профессии; 1. цели и задачи программы; 2. краткое содержание программы и основания для отбора содержания; 3. ожидаемые результаты и формы контроля освоения курса; 4. специфика программы; 5. технические указания к тексту программы (условные обозначения, применяемые в тексте). Комментарии к отдельным частям пояснительной записки Часть 2. Цели и задачи программы: Цели являются описательной моделью результатов обучения, они д.б. сформулированы для преподавателя, излагаться содержательно и в определенной последовательности, выражаться в однозначных для понимания формулировках, представляя собой уточнение цели реализации данного этапа предпрофильного обучения. В формулировке целей используются существительные. Пример: Целями курса являются: · информирование учащихся……. · формирование у учащихся (базовых знаний…, умений оценить свои возможности…) Задачи есть конкретизация целей, они позволяют описать результат настолько подробно, что это описание подводит к однозначному способу контроля (оценки) результата – текущего и итогового. Основное требование к задачам: они д.б. тоже сформулированы для преподавателя и максимально описать то, что учащиеся могут сделать в результате обучения. В формулировке задач используются глаголы. Пример: Задачами курса являются: · предоставить возможность учащимся реализовать свой интерес в области …..; · ознакомить с …… подходом к ……., основными видами современного ………; · обеспечить получение практического опыта в сферах профессиональной деятельности……..; Часть 3. Краткое содержание программы и основания для отбора содержания: В этой части необходимо прописать 4 следующих момента: - виды включенных знаний, - виды представленной деятельности учащихся, - основания для отбора содержания программы, - инструментальные составляющие (методы, организационные приемы, средства…) Примеры: В содержание программы включены следующие виды знаний: · основные понятия и термины, отражающие научные знания, такие как……..; · факты науки:……..; · теории ………; · принципы……….; · закономерности и средства……..; и т.д., и т.п.. В содержании программы представлены следующие виды деятельности учащихся: · материально-практическая деятельность: - репродуктивная деятельность, в форме системы операций, ведущих к определенному варианту; - практическая, связанная с отработкой умений и навыков; - лабораторно-практическая; - экспериментально-исследовательская; - технологическая; - поисковая деятельность по сбору информации; - проектная деятельность и т.д.; · социальная деятельность (в основном для социономических профессий): - коммуникативная; - мотивационно-оценочная (оценка и самооценка); - образовательно-педагогическая (по самообразованию и самовоспитанию); · духовная деятельность: - деятельность по самостоятельному познанию окружающего и самопознание; - мотивационно-ориентирующая деятельность (деятельность по профессиональному самоопределению, выработка идеалов и ориентаций). примечание: этот вид деятельности практически невыполним в условиях краткого курса, поэтому будьте предельно ответственны. Внимание! Каждый заявленный автором процессуальный компонент и результат (далее) должны быть не только на словах, но и на практике продемонстрированными и проверяемыми. Основания для отбора содержания программы: Примеры оснований: Основанием для отбора содержания курса служат следующие критерии: · общность и типичность знаний для современного …... и сферы …..; · перспективность изучаемых технологий в …….., их универсальность; · научная и практическая значимость содержания образовательного материала и его ценность для профессионального самоопределения; · необходимость отобранного материала для воспитания ……….; · необходимость отобранного материала для формирования …….; · возможность отобранного материала для ……...и т.д., и.т.п.. Для достижения результатов обучения, усиления инструментальности программы важное значение имеют пути ее реализации. Поэтому в пояснительной записке далее необходимо описать рекомендуемые для реализации данного содержания: - методы и приемы (лекции; проектная, исследовательская деятельность; практические занятия; игровые технологии и т.п.), - организационные формы (индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные) обучения, а также - средства обучения (изобразительные, естественные, вербально-информационные, технические и т.д., и т.п..). Часть 4. Ожидаемые результаты и формы контроля освоения курса: Эта часть является теоретически логическим завершением содержания предыдущих разделов пояснительной записки. Описанные результаты должны быть очевидны на практике и для преподавателя, и для учащихся. И контролируемы. Поэтому в этой части надо прописать 2 момента: - ожидаемый результат и - формы контроля освоения курса. Ожидаемый результат изучения курса – это ответ на вопрос: какие знания, умения, опыт будут получены, какие виды деятельности будут освоены. Объем курса по выбору составляет всего 11 часов, и за это время реально может быть только знакомство с профессией (сферой деятельности), поэтому и реально, и описательно результаты возможны только в терминах «низкого порядка» интеллектуальных, практически деятельностных и социальных навыков. Примеры навыков «низкого порядка»: знания, понимание, применение.(Употребление терминов навыков «высокого порядка», а именно анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение является, как минимум, заблуждением преподавателя!). Примеры: В результате обучения учащиеся будут знать (понимать): · основные виды …….; · принципы …….; · основы …….; · сферу деятельности ….. в областях …….. В результате обучения учащиеся будут уметь: · применять …..; · осуществлять …….; Формы контроля освоения курса. Контроль освоения курса может быть текущим и итоговым. Текущие формы контроля достаточно разнообразны: тестовые задания, устный опрос, анкетирование, мини-самостоятельные работы, защита творческой разработки и т.д. В качестве итогового контроля курса можно выделить следующие его формы: смотр-выставка творческих работ, конкурс творческих работ, презентация, урок-конференция, урок-аукцион знаний, итоги деловой имитационной игры, дискуссия и т. д. Часть 5. Специфика программы: В этой части могут быть описаны: · специфика курса деятельностного характера (работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и т.п.); · специфика курса организационного характера (максимальное/минимальное количество учащихся, требования (пожелания) к форме одежды, другие особые требования). Часть 6. Технические указания к тексту программы: В этой части должны быть представлены (для общего понимания читающих программу) используемые автором знаки-профессионализмы (языка, чисел, изображений), не являющиеся часто и общеупотребляемыми. 3. Учебно-тематический план 4. Программа курса Общие пожелания: для создания целостного представления о профессии у учащихся целесообразно разделить содержание курса на 3 условных раздела: 1. информационно-ознакомительный (общая характеристика профессии) – до 1 часа (см. Приложение № 3. Схема знакомства учащихся с профессией, см. Приложение № 4. Описание профессии); 2. содержательно-ознакомительный (теория и практика) – 8-9 часов; 3. заключительный (содержательно-итоговая часть (представление результатов учащихся) и рефлексивная часть (формулирование отношения учащихся к профессии)) – 1-2 часа. Компонентные требования: в случае применения автором диагностических, измерительных материалов, выходящих за рамки представляемой профессии и не являющихся частью профессиональных компетенций автора, тексты используемых контрольных материалов должны быть приложены к программе со ссылками на источник. 3. Учебно-тематический план составляется в виде таблицы и должен содержать: · наименование разделов и тем; · общее количество часов, в том числе отдельно отводимых на теоретическую и практическую работу учащихся; · распределение часов по разделам и темам; · формы контроля освоения курса.
Примечания: 1. 1 академический час – 40 минут. 2. Время может указываться в часах и минутах. 3. Итоговое время должно совпадать с общим (сумма «всего») и на теоретическую и практическую деятельность. 4. В случае, если в разделе указывается только практическая работа, временные затраты на нее в реальности не совпадают с общим временем за счет теоретического введения. Эта разница должна быть показана. 5. Такие виды ознакомления учащихся с профессиями как демонстрация видеофильмов, презентаций, экскурсии не являются практической деятельностью для многих профессий. Однако, в профессиях интеллектуальноемких, связанных с повышенными требованиями к технике безопасности и морально-этическим принципами, они могут быть допустимыми, а иногда единственно возможными. В таких случаях вопрос об отнесении указанных видов работ к практическим будет решаться в каждом конкретном случае отдельно. 6. При распределении тем во времени по дням избегайте их содержательно и логически необоснованного разрыва. 7. Специальное примечание для учреждений профессионального образования, проводящих для учащихся в первый день занятий мини-мероприятия ознакомительного характера с учреждением: как вариант, программу планировать хронологически-содержательно на 5 и 6 часов (а не по 5,5). 4. Программа курса должна включать: · краткое содержание разделов, тем; · перечень форм работы с учащимися, используемых в реализации курса, с обязательным кратким описанием содержательного наполнения; · материально-технические средства, необходимые для изучения курса. Пример: Раздел II. Графический дизайн. (4 час.) Тема 1. Визуальные коммуникации. Графический фирменный стиль, фирменный знак. (1 час.) Визуальные составляющие среды обитания: вывески, рекламные установки, указатели маршрутов, знаки дородного движения, указатели, пиктограммы, плакаты. Графический фирменный стиль: знак, логотип, цвет, шрифт, документация, упаковка, сувениры, графика на одежде, транспортных средствах, зданиях и пр. Графика товарного знака крупнейших компаний мира. Тема 2. Дизайн рекламы (3час.) Художественное творчество в рекламе. Искусство оформления: стиль, способ использования цвета, размер, пропорции, Художник- дизайнер. Расположение графических элементов: печатный текст, иллюстрации, фотографии, пробелы. Использование композиции. Этапы создания композиции. Перечень принципов композиции. Визуальные средства рекламы. Перечень принципов выбора визуальных средств. Виды упаковок. Формы занятий: урок- лекция. Лабораторная работа 1: «Какую рекламу вы выберете?» (+ краткое описание содержательного наполнения) Лабораторная работа 2: «Психология цветового восприятия» (+ краткое описание содержательного наполнения) Практическая работа: оформление витрины детского магазина: «Детская обувь», «Детская одежда», «Игрушки» (+ краткое описание содержательного наполнения) Литература: 1. Бове Кортлэнд. Современная реклама. – М.,1995.- 456 с. 2. Власова Н.М. Рекламный конструктор. – М., 1998.- 325 с. 3. Волкова В.В. Дизайн рекламы. – М., 1999.-315 с. Примечания: 1. Нумерация и наименования разделов и тем программы должны совпадать с нумерацией и наименованиями разделов и тем в учебно-тематическом плане. 2. Литературные источники приводить по желанию. 5. Информационное обеспечение может включать: · перечень специализированных помещений: классов, кабинетов, залов, мастерских, лабораторий, полигонов, цехов и т.д.; · перечень демонстраций, практических и лабораторных работ, экскурсий; · перечень необходимого оборудования (оборудования индивидуального пользования д.б. не меньше количества учащихся в группе); · перечень дидактических материалов (печатных, аудио-, видео-, электронных); · список литературы (использованных источников) для преподавателя; · список литературы (использованных источников) для учащихся (при необходимости). Список литературы (использованных источников) должен приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию. Полные правила библиографического описания см. в Приложении № 5. 6. Информация об авторе программы:
Примечание: авторам программ, работающим в учреждениях общего или дополнительного образования детей и подростков: направленность предлагаемой программы должна подтверждаться соответствующими документами о профессиональном образовании (профессиональной подготовке) автора. Сканы документов д.б. приложены к программе после этого раздела. 7. Аннотация Должна включать следующую информацию: наименование курса, учреждения и сведения об авторе(ах), а также текст, в котором кратким и доступным языком д.б. изложено основное содержание и особенности курса. Помните, что, в первую очередь, аннотация предназначена учащимся и их родителям! III. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ Программа должна быть представлена для рассмотрения на Экспертном совете на бумажном носителе (ставить на первичном экземпляре утверждающую резолюцию руководителя учреждения необязательно). Текст набирается в редакторе Word for Windows; формат *.doc или *.docx; шрифт Times New Roman, кегль 12; межстрочный интервал – одинарный, переносы не ставятся, выравнивание по ширине; поля: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху и снизу – 2 см, абзац – 1,25 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4, по высоте. Текст печатается на одной стороне страницы. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Страницы нумеруются, при этом Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы Приложений. После принятия положительного решения Экспертным советом о реализации программы, ее необходимо предоставить Председателю ЭС в электронном и бумажном вариантах в соответствии с вышеуказанными требованиями. Приложение № 1. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА программы по предпрофильной подготовке
Примечание к п.№ 3: если она реализовывалась до 2014-2015 уч.г., является преемницей прежней программы независимо от того, кто являлся прежним и является настоящим автором. Информация необходима для соблюдения преемственности программ в АИС ППиПО Примечание к п.№ 4: предпрофильная подготовка в Тольятти началась с 2003-204 уч.г. Укажите, с какого года впервые начала (или начнет – для новых программ) реализовываться данная программа Примечание к п.№ 7: см. Приложение № 2 в «Требованиях к программам практико-ориентированных курсов предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов» Приложение № 2. Список укрупненных групп специальностей по образованию 1. Информатика и вычислительная техника 2. Экономика 3. Менеджмент 4. Реклама и связи с общественностью 5. Документоведение и архивоведение 6. Технологические машины и оборудование 7. Управление в технических системах 8. Машиностроение и материалообработка 9. Архитектура и строительство 10. Электроэнергетика и электротехника 11. Электронная техника, радиотехника и связь 12. Эксплуатация транспортных средств 13. Техносферная безопасность 14. Химическая технология 15. Землеустройство и кадастры 16. Управление качеством 17. Военное дело 18. Юриспруденция 19. Здравоохранение 20. Образование и педагогика 21. Психология 22. Журналистика 23. История 24. Лингвистика 25. Социология 26. Социальная работа 27. Технология продовольственных продуктов и организация общественного питания 28. Торговое дело и товароведение 29. Парикмахерское искусство и прикладная эстетика 30. Техника и искусство фотографии 31. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы 32. Туризм и гостиничное дело 33. Театр, кино и телевидение 34. Музыкальное искусство 35. Хореографическое искусство 36. Дизайн 37. Технология изделий легкой промышленности 38. Искусство костюма и текстиля 39. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия 40. Библиотечно-информационная деятельность 41. Социально-культурная деятельность Приложение № 3. Схема знакомства учащихся с профессией · общая информация (историческая справка и роль в социально-экономическом развития страны, региона и города); · содержание труда: - предмет труда (человек, художественный образ, знаковая система, техника, природа); - профессиональные обязанности и цель труда; - средства труда: * вещественные: ручные инструменты; механизированное оборудование; электрифицированное оборудование; автоматическое и полуавтоматическое оборудование и инструменты; измерительные приборы и устройства, аппаратура; средства связи), * невещественные (функциональные): мышление, память, внимание, воображение, речь, мимика и жестикуляция, поведение, мелкая моторика, общая моторика, органы чувств; - характер труда (жестко регламентированный, четко определенный, достаточно определенный, малоопределенный (много новизны и неопределенностей)); - организация труда (индивидуальная, коллективная, индивидуальная и коллективная); - функции труда (исполнитель, организатор собственной работы (редко!), организатор других); - контакты (долговременные или кратковременные, многочисленные или малочисленные, интенсивные или малоинтенсивные, постоянные или с меняющимся кругом лиц); - ответственность в труде (повышенная за жизнь и здоровье, повышенная материальная, повышенная моральная, обычная (крайне редко!)); - условия труда (комфортные (в помещении), усложненные (вне помещения)); - факторы психофизиологической напряженности (график работы; нагрузки физические, интеллектуальные, эмоциональные, коммуникативные, социальные; опасности и риски; специфические условия и факторы труда, отдельные ограничения) · требования профессии (к индивидуальным способностям и особенностям, личностным способностям и качествам; состоянию здоровья; допрофессиональному и профессиональному образованию); · родственные профессии. Приложение № 4. ПРОФЕССИОГРАММА БУХГАЛТЕР О Б Щ А Я И Н Ф О Р М А Ц И Я Бухгалтер (нем. buchhalter – книговод) – специалист в области теории и практики счетоводства и учета. Поступление и расход товарно-материальных ценностей и денежных средств раньше записывали в специальную книгу. Профессия бухгалтера – одна из старейших. Уже в древнеиндийских общинах фигурирует бухгалтер по учету ведения сельскохозяйственного производства. Первые печатные книги по бухгалтерскому учету появились в 14-15 веках, среди них особое место занимает всемирно известный «Трактат о счетах и записях», написанный итальянским математиком Лукой Пачоли. В России должность бухгалтера официально впервые была учреждена указом Петра I в начале 18 века. В нашей стране бухгалтерским учетом и составлением бухгалтерской отчетности занято свыше двух миллионов бухгалтеров. Управление предприятием невозможно без достоверной экономической информации о производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений. Знание этой информации дает возможность изучать экономические показатели работы, систематически контролировать и анализировать хозяйственные процессы и явления. Эти функции выполняет бухгалтерский аппарат, который есть на любом государственном и частном предприятии, организации, фирме. Для того чтобы предприятие работало и выпускало продукцию, работникам предприятия выплачивали заработную плату, необходимо вести строгий учет и контроль финансово-хозяйственной деятельности. Эту работу выполняет бухгалтер. С О Д Е Р Ж А Н И Е Т Р У Д А ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИИ Ø В обязанности бухгалтера входят: · бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций; · осуществление приема и контроля первичной документации по бухгалтерскому учету и подготовка их к счетной обработке; · составление отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ, услуг; · начисление и перечисление налогов, сборов, страховых взносов, платежей и других выплат; · проведение инвентаризации (сопоставление и сверка денежных средств и товарно-материальных ценностей); · участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности и составление балансов (отчетности); · начисление заработной платы сотрудникам; · оформление бухгалтерских документов, их сохранность и сдача в архив. Таким образом, основная цель деятельности бухгалтера – осуществление бухгалтерского учета, финансового контроля на предприятиях и организациях любой формы собственности. Ø Основной предмет труда – знаковые системы (цифры, документы). Ø В своей работе бухгалтер использует средства труда: · вещественные (орудийные) – ручные (авторучку) и электрифицированные (персональный компьютер), средства связи; · невещественные (функциональные) – аналитическое словесно-логическое мышление, долговременную и оперативную вербальную память, объемное, распределенное внимание; речь; органы чувств – зрение, слух. Ø Работа бухгалтера имеет четко определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими: · должностными обязанностями; · законодательными, нормативными, правовыми актами; · постановлениями, распоряжениями, приказами, методическими материалами по отдельным видам бухгалтерского учета; · этикой делового общения. Ø Труд бухгалтера имеет индивидуальную организацию, при которой он самостоятельно выполняет свою работу. Но иногда выполнение трудовых заданий зависит от процесса и результата других членов коллектива. Ø Функционально бухгалтер является исполнителем, однако ход трудового процесса организует самостоятельно. Ø Контакты немногочисленные – с сотрудниками по работе, специалистами смежных организаций. Ø Ответственность повышенная материальная – за соблюдение финансово-кассовой дисциплины. Ø Бухгалтер работает в комфортных условиях – в помещении, рабочая поза – сидя. Ø Возможные факторы психофизиологической напряженности в работе: · повышенная материальная ответственность; · необходимость длительной, кропотливой работы с документально-цифровыми материалами; · долгое пребывание в одном положении (сидя). Т Р Е Б О В А Н И Я П Р О Ф Е С С И И Ø К индивидуальным способностям и особенностям: · нервно-психическая устойчивость; · высокая работоспособность; · математические способности. Ø К личностным способностям и качествам: · умение управлять собой, личная организованность; · усидчивость; · обязательность, исполнительность; · честность; · ответственность. Ø К состоянию здоровья (медицинские противопоказания): работа бухгалтера не рекомендуется людям с заболеваниями: · нервно-психическими (последействия нейроинфекции и интоксикации, черепно-мозговых травм; психические); · сердечно-сосудистой системы (ревматизм, органические поражения клапанов и мышц сердца, функциональные нарушения, гипертоническая и гипотоническая болезнь); · зрения (сильное снижение зрения). Ø К допрофессиональному образованию: необходимы знания по русскому языку, математике, иностранному языку, обществознанию в рамках школьной программы. Ø К профессиональному образованию: среднее и высшее профессиональное образование, курсы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов. Р О Д С Т В Е Н Н Ы Е П Р О Ф Е С С И И Экономист, экономист по финансовой работе, налоговый инспектор, аудитор, аналитик фондового рынка. Описания других профессий: Горбунова, М.В. 333 современные профессии и специальности: 111 информационных профессиограмм [Текст] / М.В. Горбунова, Е.В. Кирилюк. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 443 с. – (Справочники). Приложение № 5. ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ для библиографических указателей и списков литературы · (ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание · ГОСТ 7.80-2001. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления · ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов · ГОСТ 7.12-93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила Примечание · Знаком (*) отмечены решения по библиографическому описанию, принятые в Отделе научной библиографии ГПНТБ СО РАН. · В библиографическом описании в сведениях об ответственности для всех изданий ГПНТБ СО РАН писать: Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. · В сведениях об издательстве (издающей организации) писать: ГПНТБ СО РАН. Общие положения библиографического описания · Сведения в пределах одной области библиографического описания пишутся со строчной буквы (сведения, относящиеся к заглавию, обозначения ответственных лиц – ред., сост. и т.д., обозначение отсутствия издательства [б.и.]), но соблюдаются грамматические правила написания прописной и строчной букв. · *Сведения, заимствованные не из предписанного источника информации, приводят без квадратных скобок. · Сведения, отсутствующие в книге и добавляемые библиографом, даются в квадратных скобках (кроме области примечаний) · Предписанная пунктуация · Знак "двоеточие" (с пробелом до и после) ставится после заглавия перед сведениями, относящимися к заглавию: Проблемы экологии города : аналит. исслед. · после места издания перед издательством, а также между двумя издательствами: М. : АСТ : Астрель · при сводном и аналитическом описании многотомников после номера тома перед спецификацией (заглавием) тома Т. 3 : Геология рудных месторождений · Знак "точка с запятой" (с пробелом до и после) ставится за косой чертой, разделяя первые и последующие сведения об ответственности / Моск. гос. ун-т ; ред. С.К. Полянский в области выходных данных разделяет сведения о местах издания М. ; СПб. в области серии разделяет заглавие серии и номер (выпуск) серии: Новое в науке и технике : обзор. материалы ; вып 2 в области специфических сведений · Каждая область описания заканчивается точкой. · Знак «тире» (с пробелом до и после) ставится между областями описания Заголовок описания · Применяют заголовок, содержащий имя индивидуального автора · Если в книге или статье один автор; два автора; три автора, то в заголовке указываем одного автора и всех авторов повторяем в сведениях об ответственности, ставя инициалы впереди фамилии. · После фамилии автора перед инициалами, как правило, ставится запятая. Но можно запятую опускать. · Один автор: Иванов, А.И. Льготы для работников Севера / А.И. Иванов. – М. : Юрид. лит., 1991. – 143 с. Или (для списков литературы) – запятая после фамилии автора может быть опущена: Иванов А.И. Льготы для работников Севера / А.И. Иванов. – М. : Юрид. лит., 1991. – 143 с. · Два автора: Степанов, А.И. Структурно-кинематический анализ Патомского прогиба / А.И. Степанов, Г.В. Рязанов. – Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1992. – 88 с. · Три автора: Лагерь, А. Аптека вокруг нас / А. Лагерь, А. Иванов, Л.И. Исаева. – М. : [б.и.], 1992. – 68 с. · Четыре автора и более Книги и статьи 4-х и более авторов описывают под заглавием. В сведениях об ответственности указывают 1-го автора [и др.] в квадратных скобках: Театр и мы / А.Б. Сергеев [и др.]. – М. : [б.и.], 1978. –115 с. Заглавие · Заглавие в любой части описания не сокращается: заглавие книги, статьи, источника (кроме периодических и продолжающихся изданий), серии, заглавие фрагмента библиографической записи в примечаниях. · Если источник является периодическим или продолжающимся изданием и его заглавие состоит из одного слова, то оно не сокращается. · Сведения, относящиеся к заглавию, разделяются знаком двоеточие с пробелом до и после знака и пишутся со строчной буквы: Проблемы северных территорий : библиогр. указ. Сведения об ответственности · Сведения об ответственности (авторы, организации, редакторы, составители и т.д.) указываются за косой чертой (/). · *Вначале указываются инициалы, а потом фамилия автора, редактора, составителя и т.д. · Статус лица (ред., сост. и т.д.) пишутся со строчной буквы. · Каждая последующая группа сведений об ответственности отделяется от предыдущей знаком точка с запятой (с пробелом до и после знака). · Внутри группы сведений об ответственности один элемент от другого отделяется запятой. · Все организации указываются через запятые, не зависимо от соподчинения. Соподчиненность организаций указывается так, как дано на титульном листе. · В списках литературы можно указывать только первые сведения об ответственности. · Составители, редакторы, организации: если 1, 2, 3 – указываем соответственно 1, 2, 3. Если 4 и более указывают 1 [и др.] в квадратных скобках. · *Если в редколлегии выделен ответственный редактор – тогда указываем только его с уточнением в круглых скобках (отв. ред.) и в квадратных скобках добавляем [и др.] не зависимо от числа редакторов. Аналогично: если среди группы составителей выделен ответственный составитель. Редакторы, составители
Коллективные авторы (организации)
Сведения об издании · Сведения об издании приводят в формулировках и в последовательности, данных в книге ‑ 5-е изд., испр. ‑ Изд. 2-е, доп. Выходные данные · Отсутствие места издания – [Б.м.]. · Если мест издания или издательств больше двух, то приводят одно [и др.] в квадратных скобках. М. [и др.] М : Искусство [и др.] · Отсутствие издательства (со строчной буквы) - [б.и.] (кроме неопубликованных материалов) · *В списках литературы отсутствие места издания можно не указывать · Филиал (отделение) издательства дается через запятую (Наука, Сиб. отд-ние ). · Сведения о годе издания давать обязательно. Обозначение "без года" [б.г.] – не приводят. , 1998. , [1996?] , [199?] Область серии · Заглавие серии не сокращается. – (Серия “Пушкин в ХХ веке” : ежегод. изд. Пушкин. комис. / гл. ред. В. С. Непомнящий) · Каждая серия заключается в отдельные круглые скобки. После номера серии перед заглавием ставится запятая: (Автомобильный транспорт. Серия 1, Безопасность движения) (Водителю и пешеходу). · После заглавия серии перед выпуском серии через пробел ставится знак «точка с запятой», слова «выпуск», «том» и т.д. пишутся со строчной буквы и сокращаются (Химическая экология ; вып. 3). Область примечаний · В примечаниях слова сокращаются. Но если в примечании приведен фрагмент библиографического описания, то заглавие в библиографической записи не сокращается; внутри фрагмента области и элементы приводят с предписанными знаками, кроме знака точка и тире, который заменяют точкой. Авторов указывают в области сведений об ответственности: Загл., авт. и вых. дан. установлены по справ.: Подробный словарь русских гравированных портретов / Д.А. Ровинский. СПб., 1888. Т. 3. № 634. · В списках литературы примечания (включая сведения о библиографии) могут быть опущены. Примечания указываются, только если это важно для уточнения авторов, заглавия или источника. Описание книг Монография · Полное описание: Петров, А.А. Проблемы экологии города : аналит. исслед. / А.А. Петров, Б.Б. Сидоров ; отв. ред.: С.А. Сергеев, А.Б. Андреев, В.Г. Матвеев ; Акад. трансп. Рос. Федерации, Сев.-Зап. регион. науч. центр, Акад. водохоз. наук, Сев.-Зап. отд-ние. – Изд. 2-е. ‑ М. : Экос, Центр. фил. ; СПб. : Гидрометеоиздат, 2000. – V, 270, [7] с. – (Серия "Экология и региональная экономика") (Новое в науке и технике :обзор. материалы ; вып. 2/3). – Прил. содерж. законодат. и нормат материалы. – Схемы в конце разд. – Библиогр.: с. 266-270. · Для списков литературы - в заголовке описания запятая после фамилии автора может быть опущена, за косой чертой можно давать только первые сведения об ответственности, давать только примечание, уточняющее фамилию автора: Петров А.А. Проблемы экологии города : аналит. исслед. / А.А. Петров, Б.Б. Сидоров. – Изд. 2-е. - М. : Экос, Центр. фил. ; СПб. : Гидрометеоиздат, 2000. – V, 270, [7] с. – (Серия "Экология и региональная экономика") (Новое в науке и технике : обзор. материалы ; вып. 2/3). · Полное описание: Международно-правовое регулирование разрешения трудовых споров : доклад / Ф.Т. Симонян [и др.] ; Моск. гос. юрид. акад. - М. : [б.и.], 2001. - 26 с. · Для списков литературы: Международно-правовое регулирование разрешения трудовых споров : доклад / Ф.Т. Симонян [и др.]. - М., 2001. - 26 с. · Полное описание: История русской литературы ХIХ века (вторая половина) / Н.Н. Скатов [и др.] ; ред. Н.Н.Скатов. ‑ 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1991. - 511 с. - (Учебное пособие для педагогических институтов). · Для списков литературы - за косой чертой можно указывать только первые сведения об ответственности - в данном случае – это авторы История русской литературы ХIХ века (вторая половина) / Н.Н. Скатов [и др.]. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1991. ‑ 511 с. - (Учебное пособие для педагогических институтов). Для издательских учреждений: · Размер книги приводят в области физической характеристики после указания количества страниц (ставится знак "точка с запятой" с пробелами). · Сведения о тираже помещают в области примечания. · В следующей области (стандартного номера и условий доступности) (отделяется знаком точка и тире) указывают ISBN или его альтернативу. · В этой же области через знак "двоеточие" (с пробелами) указывается цена. Петров, А.А. Проблемы экологии города : аналит. исслед. / А.А. Петров, Б.Б. Сидоров ; отв. ред.: С.А. Сергеев, А.Б. Андреев, В.Г. Матвеев ; Акад. трансп. Рос. Федерации, Сев.-Зап. регион. науч. центр, Акад. водохоз. наук, Сев.-Зап. отд-ние. – Изд. 2-е. ‑ М. : Экос, Центр. фил. ; СПб. : Гидрометеоиздат, 2000. – V, 270, [7] с. ; 22 см.– (Серия "Экология и региональная экономика") (Новое в науке и технике : обзор. материалы ; вып. 2/3). – Библиогр.: с. 266-270. – 500 экз. – ISBN 5-203-12232 : 120 р. Материалы конференции · Полное описание: Репрезентация верховной власти в средневековом обществе (Центральная, Восточная и Юго-Восточная Европа) : тез. XXII конф. "Славяне и их соседи" / редкол.: Г.Г. Литаврин (отв. ред.) [и др.]. ‑ М. : Индрик, 2004. - 111 с. ‑ В надзаг.: Рос. акад. наук, Ин-т славяноведения, Отд. истории сред. веков. · Для списков литературы (надзаголовок можно опустить): Репрезентация верховной власти в средневековом обществе (Центральная, Восточная и Юго-Восточная Европа) : тез. XXII конф. "Славяне и их соседи" / редкол.: Г.Г. Литаврин (отв. ред.) [и др.]. ‑ М. : Индрик, 2004. - 111 с. · Полное описание: Воспитательный процесс в высшей школе России : межвуз. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 26–27 апр. 2001 г.) / редкол.: А.Б. Борисов [и др.]. – Новосибирск : НГАВТ, 2001. – 157 с.– В надзаг. : Мэрия г. Новосибирска, Новосиб. обл. отд-ние Междунар. ассоц. по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, Новосиб. гос. акад. вод. трансп. · Для списков литературы Воспитательный процесс в высшей школе России : межвуз. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 26–27 апр. 2001 г.) / редкол.: А.Б. Борисов [и др.]. – Новосибирск : НГАВТ, 2001. – 157 с. · Полное описание: Международно-правовое регулирование разрешения трудовых споров : доклад / Ф.Т. Симонян [и др.] ; Моск. гос. юрид. акад. ‑ М. : [б.и.], 2001. ‑ 26 с. · Для списков литературы: Международно-правовое регулирование разрешения трудовых споров : доклад / Ф.Т. Симонян [и др.]. ‑ М., 2001. ‑ 26 с. · Полное описание: Отбелка сульфатной целлюлозы без молекулярного хлора : материалы к докл. / В.А. Демин [и др.] ; редкол.: Н.П. Юшкин (отв. ред.) [и др.]. – Сыктывкар : СГУ, 1995. ‑ 11 с. ‑ Библиогр.: с. 10. · Для списков литературы: Отбелка сульфатной целлюлозы без молекулярного хлора : материалы к докл. / В.А. Демин [и др]. – Сыктывкар : СГУ, 1995. ‑ 11 с. Cборник статей · Полное описание: Оптимизация информационно-библиографического обслуживания ученых и специалистов : сб. науч. тр. / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук, Нац. б-ка Респ. Саха (Якутия) ; редкол.: Е.Б. Соболева (отв. ред.) [и др.]. - Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 1998. - 198 с. · Для списков литературы: - за косой чертой могут быть указаны только первые сведения об ответственности (в данном случае – это организация): Оптимизация информационно-библиографического обслуживания ученых и специалистов: сб. науч. тр. / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук, Нац. б-ка Респ. Саха (Якутия). - Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 1998. - 198 с. · Многотомники · При описании нескольких томов: обозначение общего количества томов указывается в сведениях, относящихся к заглавию (через двоеточие с пробелами). перед названием тома после номера тома через пробел ставится двоеточие Экология и безопасность : cправочник : в 3 т. / Н.Г. Рыбальский [и др.] ; ред. Н.Г. Рыбальский. - М. : ВНИИПИ, 1992-1993. Т. 1 : Безопасность человека, ч.1. ‑ 1992. ‑ 319 с. Т. 1 : Безопасность человека, ч. 2. ‑ 1992. ‑ 442 с. Т. 2 : Экологическая безопасность, ч. 1. ‑ 1993. ‑ 293 с. Т. 2 : Экологическая безопасность, ч. 2. ‑ 1993. ‑ 320 с. Т. 3 : Технологическая безопасность, ч. 1. ‑ 1993. ‑ 476 с. Т. 3 : Технологическая безопасность, ч. 2. ‑ 1993. ‑ 478 с. · Для списков литературы: Экология и безопасность : cправочник : в 3 т. / Н.Г. Рыбальский [и др.]. - М. : ВНИИПИ, 1992-1993. - 3 т. (в 6 ч.). · Один том - перед обозначением общего количества томов двоеточие не ставится и это обозначение начинается с прописной буквы; после номера тома перед названием тома двоеточие не ставится: Казьмин, В.Д. Справочник домашнего врача. В 3 ч. Ч. 2. Детские болезни / В. Казьмин. – М. : АСТ : Астрель, 2002. – 503, [1] с. · Автореферат Коллективный автор (организация) не указывается. Иванова, О. М. Действие антигельминтиков на микробный и иммунный статус организма животных в регионе озера Байкал : автореф. дис. … канд. ветеринар. наук / О.М. Иванова. – Благовещенск, 2004. - 22 с. Депонированные научные работы Социологическое исследование малых групп населения / В. И. Иванов [и др.] ; М-во образования Рос. Федерации, Финансовая акад. – М., 2002. – 110 с. – Библиогр.: с. 108–109. – Деп. в ВИНИТИ 13.06.02, № 145432. · Стандарты В области специфических сведений (перед областью выходных данных) указывают обозначение ранее действовавшего документа, дату введения, сроки действия объекта библиографического описания. Описание под заглавием: Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования : ГОСТ Р 517721–2001. – Введ. 2002–01–01. – М. : Изд-во стандартов, 2001. – IV, 27 с. Издания. Международная стандартная нумерация книг : ГОСТ 7.53–2001. – Взамен ГОСТ 7.53–86 ; введ. 2002–07–01. – Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации ; М. : Изд-во стандартов, cop. 2002. – 3 с. – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу). · Патенты В области специфических сведений указывают регистрационный номер заявки на патентный документ; дату ее подачи (поступления); дату публикации и (или) сведения об официальном издании, в котором опубликованы сведения о патентном документе; сведения о конвенционном приоритете: дату подачи заявки, номер и название страны конвенционного приоритета. Название страны приводят в круглых скобках. Также в области могут быть указаны индексы национальной патентной классификации. Группы однородных сведений отделяются знаком точка с запятой (через пробелы), внутри группы- ставят запятые. Приемопередающее устройство : пат. 2187888 Российская Федерация, МПК7 Н 04 В 1/38, Н 04 J 13/00 / В. И. Чугаева ; заявитель и патентообладатель Воронеж. науч.-исслед. ин-т связи. - № 20000131736/09 ; заявл. 18.12.00 ; – опубл. 20.08.02, Бюл. № 23 (2 ч.). - 3 с. Одноразовая ракета-носитель : заявка 1095735 Рос. Федерация : МПК7 В 64 G 1/00 / Тернер Э. В. (США) ; заявитель Спейс Системз/Лорал, инк. ; пат. поверенный Г.Б. Егорова. – № 2000108705/28 ; заявл. 07.04.00 ; опубл. 10.03.01, Бюл. № 7 (I ч.) ; приоритет 09.04.99, № 09/289,037 (США) · Аналитическое описание · Заглавие статьи и источника не сокращается. Сведения, относящиеся к заглавию указываются, если уточняют заглавие. Типовые сведения (сб. ст., сб. науч. тр.) могут не указываться. · В источнике не указываются: коллективный автор (кроме продолжающихся изданий c типовым заглавием – труды, записки и т.д.), издательство, серия. Примечания указываются, только если это важно для уточнения авторов, заглавия или источника. В списках литературы библиография может не указываться. · В источнике с тематическим заглавием приводятся первые сведения об ответственности. · Если в статье один автор, в сведениях об ответственности он может не повторяться. Статья из сборника: Матюшенко, Н.И. Обобщенная модель морской транспортной системы "Севморпуть" / Н.И. Матюшенко // Эксплуатация морского транспорта. - СПб., 2003. - С. 80-83. - Библиогр.: с. 83. Перов, С.М. Военные поселения царской России / С.М. Перов // Исторический сборник-83. – Волгоград, 1984. – С. 15-23. – В огл. авт.: Петров С.М. – Библиогр.: с. 21-23. · Для списков литературы: Перов С.М. Военные поселения царской России // Исторический сборник-83. – Волгоград, 1984. – С. 15-23. – В огл. авт.: Петров С.М. Из материалов конференции · Обозначение статуса конференции, совещания и т.д. (международная, всероссийская, региональная, межрегиональная и т.д.), начинается со строчной буквы. · *Данные о месте и дате проведения конференции (совещания) заключаются в круглые скобки и указываются в следующем порядке: место проведения конференции, дата проведения конференции. Симонов, А. Очистка сточных вод: проектирование технических устройств / А. Симонов // VII региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 12-15 мая 2002 г.) : тез. докл. - Волгоград, 2002. – С. 13-15. Статья из журнала: · В источнике перед названием серии ставится запятая Жижимов, О.Л. Принципы построения распределенных информационных систем на основе протокола Z39.50 / О.Л. Жижимов, Н.А. Мазов // Науч.-техн. информ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2004. - № 11. – С. 12-26. Экология г. Воронежа / B.С. Семенов [и др.] // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. 4, География и геоэкология. – 2000.- № 1. – С. 4-6. Статьи из продолжающихся изданий: · После номера тома перед спецификацией (заглавием) тома или выпуска ставится двоеточие (через пробел). Гольдман, В.И. Геодезический мониторинг объектов и сооружений подъездного железнодорожного пути Чара - Чина / В.И. Гольдман // Тр. / Науч.-исслед. ин-т трансп. стр-ва. - 2002. - Вып. 214 : Строительство железных дорог в экстремальных условиях. - С. 38-46. - Библиогр.: с. 46. · В списках литературы частное заглавие тома и сведения о библиографии могут быть опущены: Гольдман В.И. Геодезический мониторинг объектов и сооружений подъездного железнодорожного пути Чара - Чина // Тр. / Науч.-исслед. ин-т трансп. стр-ва. - 2002. - Вып. 214. - С. 38-46. Статья из тематического сборника: Баренбаум, И.Е. А. М. Ловягин как историк книги / И. Е. Баренбаум // Книжное дело в России во второй половине XIX–начале ХХ века : сб. науч. тр. / Рос. нац. б-ка. – СПб., 2000. – Вып. 10. – С. 208–219. · *Или: Баренбаум, И.Е. А. М. Ловягин как историк книги / И. Е. Баренбаум // Книжное дело в России во второй половине XIX–начале ХХ века. – СПб., 2000. – Вып. 10. – С. 208–219. Рецензии · 1. Сведения о рецензии, реферате даются в примечании после слов: "Рец. на кн.:", "Рец. на ст.:", "Реф. ст.:" Авторы рецензируемой книги указываются в сведениях об ответственности: Александров, К. Из истории белого движения / К. Александров // Мир библиогр. – 1998. – № 2. – С. 94–95. – Рец. на кн.: Библиографический справочник высших чинов Добровольческой армии и Вооруженных сил Юга России (материалы к истории белого движения) / Н. Н. Рутыч. - М. : Regnum : Рос. архив, 1997. - 295 с. · 2. Сведения о рецензии даются в аннотации - в рецензии автор за косой чертой не повторяется: Зданович, А.А. Свои и чужие – интриги разведки / А.А. Зданович. – М. : ОЛМА-пресс : МассИнформМедиа, 2002. – 317 с. Рец.: Мильчин, К. На невидимом фронте без перемен // Кн. обозрение. – 2002. – 11 марта. – С. 6. Беседы, интервью Кочетков, В. Праздник - как повод для разговора : беседа с зам. пред. Президиума Кемер. науч. центра Сиб. отд-ния Рос. акад. наук канд. техн. наук В. Кочетковым и зам. директора Ин-та угля и углехимии Сиб. отд-ния Рос. акад. наук д-ром техн. наук В. Потаповым / В. Кочетков, В. Потапов ; вел Д. Корнилов // Наука в Сибири. - 2000. - № 34/35. - С. 4. Бредихина, Н. А. Студент-первокурсник и маститый ученый : интервью с директором Новосиб. обл. науч. б-ки Н.А. Бредихиной / Н. А. Бредихина ; записал А. Нестеренок // Сов. Сибирь. - 1999. - 30 нояб. · Электронные ресурсы После заглавия приводится общее обозначение материала в квадратных скобках (без сокращений) · Монографическое описание Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная программа (546 Мб). – М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см + рук. пользователя (1 л.) + открытка (1 л.). – (Интерактивный мир). – Систем. требования: ПК 486 или выше ; 8 Мб ОЗУ ; Windows 3.1 или Windows 95 ; SVGA 32768 и более цв. ; 640х480 ; 4х CD-ROM дисковод ; 16-бит. зв. карта ; мышь. – Загл. с экрана. · *Или Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). –Загл. с экрана. Таганцев, Н.С. Русское уголовное право. Тексты. Комментарии. Иллюстрации [Электронный ресурс] / Н.С. Таганцев. - М. : Адепт, 2003. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (Библиотека юриста) (Электронная книга). Аналитическое описание Программный комплекс доступа к базам данных ГПНТБ СО РАН из Internet [Электронный ресурс] / С.Р. Баженов [и др.] // IV рабочее совещание по электронным публикациям EL-PUB-99 : тез. докл. - Новосибирск, 1999. - Режим доступа : http://www.ist.nsk.su/ws/show_abstract.dhtml?I+25. Жижимов, О.Л. Модель распределенной информационной системы Сибирского отделения РАН на базе протокола Z39.50 [Электронный ресурс] / О.Л. Жижимов, Н.А. Мазов // Электрон. б-ки. - 1999. - Т. 2, вып. 2. - Режим доступа: http://www.iis.ru/events/19990616/zhizhimov.ru.html. Щавелев, А.С. Теория С.М. Соловьева о "родовой власти" в Древней Руси: возможности актуализации [Электронный ресурс] // Материалы международной конференции студентов и аспирантов "Ломоносов-99" : [тез. докл.]. – Режим доступа: http.www.hist/msc.ru (18.01.2005). Казанская, Л.В. Пушкинские мотивы в творчестве Артура Лурье: опыт музыкально-исторического исследования [Электронный ресурс] / Л.В. Казанская // Балт. сезоны : Интернет-альм. – 1999. – № 1. – Режим доступа: http.www.theatre.spb.ru (23.01.2005). · В конце документа ставится дата обращения к документу. В ГОСТе 7.82-2001 данная позиция оговаривается как факультативная. Но сведения о дате обращения к документу очень важны, т.к. Интернет характеризуется таким понятием как изменчивость. За год любой справочник сетевых ресурсов устаревает на одну четверть. Тот или иной документ может быть удален или перенесен, в результате чего каждый пользователь регулярно сталкивается с таким понятием как "мертвая ссылка". За рубежом дата обращения к электронному документу является обязательным элементом. Видимо, нам надо к этому стремиться. СЕРИАЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ ПРОДОЛЖАЮЩИЕСЯ РЕСУРСЫ Газета Академия здоровья : науч.-попул. газ. о здоровом образе жизни : прил. к журн. «Аквапарк» / учредитель «Фирма «Вивана». – 2001, июнь – . – М., 2001– . – 8 полос. – Еженед. 2001, № 1–24. – 10000 экз. ; 2002, № 1(25)–52(77). – 15000 экз. Журнал Актуальные проблемы современной науки : информ.-аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Спутник +». – 2001, июнь – . – М. : Спутник +, 2001– . – Двухмес. – ISSN 1680-2721. 2001, № 1–3. – 2000 экз. Бюллетень Российская Федерация. Гос. Дума (2000– ). Государственная Дума : стеногр. заседаний : бюллетень / Федер. Собр. Рос. Федерации. – М. : ГД РФ, 2000– . – 30 см. – Кн. не сброшюр. № 49 (497) : 11окт. 2000 г. – 2000. – 63 отд. с. – 1400 экз. Продолжающийся сборник Вопросы инженерной сейсмологии [Текст] : сб. науч. тр. / Рос. акад. наук, Ин-т физики Земли. – Вып. 1 (1958)– . – М. : Наука, 2001– . – ISSN 0203-9478. Вып. 34. – 2001. – 137 с. – 500 экз. Вып. 35 : Прогнозирование землетрясений. – 2001. – 182 с. – 650 экз. Вып. 36. – 2002. – 165 с. – 450 экз. или Вопросы инженерной сейсмологии [Текст] : сб. науч. тр. / Рос. акад. наук, Ин-т физики Земли. – Вып. 1 (1958)– . – М. : Наука, 2001– . – ISSN 0203-9478. Вып. 34. – 2001. – 137 с. – 500 экз. ; вып. 35 : Прогнозирование землетрясений. – 2001. – 182 с. – 650 экз. ; вып. 36. – 2002. – 165 с. – 450 экз. |
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Структура и органы управления образовательной организацией
Образовательные стандарты и требования
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Стипендии и меры поддержки обучающихся
Платные образовательные услуги
Финансово- хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
Организация питания в образовательной организации
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Министерство просвещения Российской Федерации
Ответственность за коррупционные нарушения
Телефоны служб экстренного реагирования