Навигация

Новое на сайте

Поиск по сайту

Последние новости

Новые записи в блогах

RSS новости

Хотите быть всегда в курсе наших новостей? Подпишитесь
 

Вход

Имя
Пароль
 
Регистрация для учеников

ТРЕБОВАНИЯ к программам практико-ориентированных курсов предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов

Автор: Администрация, опубликовано: 22 Январь 2014

 Тольяттинское управление министерства образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов центр повышения квалификации

«Центр развития трудовых ресурсов городского округа Тольятти»

Утверждаю

дата

подпись

ТРЕБОВАНИЯ

к программам практико-ориентированных курсов предпрофильной подготовки

для учащихся 9-х классов

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Предпрофильная подготовка учащихся – это системная комплексная информационная и практическая подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору профилирующего направления собственной деятельности.

Основная функция предпрофильной подготовки – профориентационная.

Предпрофильная подготовка является необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего профессиональному самоопределению учащихся-выпускников основной ступени.

2. Практико-ориентированные курсы являются составной частью предпрофильной подготовки в 9-х классах в процессе самоопределения учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и/или сферы последующей профессиональной деятельности.

3. Практико-ориентированные курсы имеют строго профориентационную направленность и не предназначены для углубленного изучения базовых общеобразовательных предметов.

4. Основной целью курсов является знакомство учащихся 9-х классов на практике с разнообразными видами профессиональной деятельности человека.

5. Задачами курсов являются:

· познакомить учащихся с современными профессиями;

· обеспечить учащимся осуществление первых профессиональных проб в той или иной сфере человеческой деятельности; ознакомить на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям;

· поддержать мотивации учащихся к тому или иному профилю.

6. Основной результат посещения курсов для учащихся – формирование и формулирование ими отношения к представленной профессиональной деятельности. Любое осознанное отношение к профессии является важным результатом для подростков в процессе принятия решения профессионального самоопределения.

7. Объём программы курса должен составлять 11 академических часов.

8. Практическая работа учащихся должна занимать не менее 60% объема программы.

Курсы должны быть практически ориентированы, предполагать введение активных форм работы с учащимися и получение ими минимального опыта в различных видах профессиональной деятельности человека.

Крайне желательно, чтобы каждый учащийся в конце занятий имел индивидуальный или групповой интеллектуальный или материальный результат, который может быть (по возможности) представлен им своему семейному и дружескому окружению.

9. Программа курса по содержанию должна знакомить учащихся с одной из сфер профессиональной деятельности:

· физико-математические науки;

· естественные науки;

· гуманитарные науки;

· социальные науки;

· образование и педагогика;

· здравоохранение;

· культура и искусство;

· экономика и управление;

· информационная безопасность;

· сфера обслуживания;

· сельское и рыбное хозяйство;

· геодезия и землеустройство;

· энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника;

· металлургия, машиностроение и материалообработка;

· авиационная и ракетно-космическая техника;

· транспортные средства;

· приборостроение и оптотехника;

· электронная техника, радиотехника и связь;

· автоматика и управление;

· химическая и биотехнологии;

· технология продовольственных продуктов и потребительских товаров;

· строительство и архитектура;

· безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды

в отношении того или иного предмета труда:

· человек (социономические профессии);

· художественный образ (артономические профессии);

· знаковая система (сигнономические профессии);

· техника (технономические профессии);

· природа (биономические профессии).

10. В целом, программа курса должны отвечать следующим требованиям:

 знакомить учащихся с видами профессиональной деятельности в соответствии с современным уровнем их состояния;

 иметь установку на развитие целостного взгляда на вид профессиональной деятельности и ее роль в социально-экономическом развитии страны, региона, города;

 быть обеспеченной основными информационными, программными и техническими средствами;

 обладать развивающим потенциалом, способствовать развитию интеллектуальных и профессиональных навыков, социальных компетенций учащихся;

 способствовать социализации и адаптации учащихся, предоставлять возможность для осознанного профессионального самоопределения, выбора профилирующего направления обучения;

 учитывать возрастные психолого-педагогические и валеологические особенности развития подростков;

 обеспечивать безопасность здоровья и жизни учащихся.

11. Материалы программы должны содержать:

· Визитную карточку программы (Прил.№ 1 и Прил.№ 2 (Список укрупненных групп специальностей по образованию к п.№ 7 Визитной карточки) и

· собственно программу (см. далее раздел № II).

II. СТРУКТУРНЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ

Структура программы:

1. титульный лист;

2. пояснительная записка (объем 1,5-3 стр.);

3. учебно-тематический план (объем 1-2 стр.);

4. программа курса (объем 1-3 стр.);

5. информационное обеспечение (объем 1-2 стр.);

6. информация об авторе программы;

7. аннотация.

1. Титульный лист

включает:

· вверху по центру страницы – название образовательного учреждения;

· справа в верхней трети страницы – утверждающую резолюцию руководителя учреждения (с датой утверждения программы);

· слева в верхней трети страницы напротив резолюции руководителя учреждения – утверждающую резолюцию Председателя Экспертного совета;

· по центру страницы:

1 строка – Программа курса предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов,

2 (3) строка – название программы;

· справа в нижней трети страницы – сведения об авторе(ах) (ФИО, должность, квалификационная категория, ученое звание);

· внизу по центру страницы – название города, год написания программы.

Примечания:

1. Название программы на титульном листе должно совпадать с названием в разделе информации об авторе.

2. Название программы должно быть выражено в однозначных для понимания учащихся формулировках (и, желательно, привлекательных), однозначно указывать на сферу профессиональной деятельности. Названия с указанием шифра и наименования специальности по образованию (190201 «Автомобиле- и тракторостроение») или наименование учебной дисциплины в учреждении профессионального образования («Разработка технологического процесса изготовления детали») НЕДОПУСТИМЫ. Также недопустимы названия в формулировках целей (формирование, информирование и т.д.).

2. Пояснительная записка

программы должна состоять из следующих обязательных частей:

1. профессиональная область с указанием конкретных профессий, специальностей, специализаций; актуальность и целесообразность введения курса по указанной профессии;

1. цели и задачи программы;

2. краткое содержание программы и основания для отбора содержания;

3. ожидаемые результаты и формы контроля освоения курса;

4. специфика программы;

5. технические указания к тексту программы (условные обозначения, применяемые в тексте).

Комментарии к отдельным частям пояснительной записки

Часть 2. Цели и задачи программы:

Цели являются описательной моделью результатов обучения, они д.б. сформулированы для преподавателя, излагаться содержательно и в определенной последовательности, выражаться в однозначных для понимания формулировках, представляя собой уточнение цели реализации данного этапа предпрофильного обучения. В формулировке целей используются существительные. Пример:

Целями курса являются:

· информирование учащихся…….

· формирование у учащихся (базовых знаний…, умений оценить свои возможности…)

Задачи есть конкретизация целей, они позволяют описать результат настолько подробно, что это описание подводит к однозначному способу контроля (оценки) результата – текущего и итогового.

Основное требование к задачам: они д.б. тоже сформулированы для преподавателя и максимально описать то, что учащиеся могут сделать в результате обучения. В формулировке задач используются глаголы. Пример:

Задачами курса являются:

· предоставить возможность учащимся реализовать свой интерес в области …..;

· ознакомить с …… подходом к ……., основными видами современного ………;

· обеспечить получение практического опыта в сферах профессиональной деятельности……..;

Часть 3. Краткое содержание программы и основания для отбора содержания:

В этой части необходимо прописать 4 следующих момента:

- виды включенных знаний,

- виды представленной деятельности учащихся,

- основания для отбора содержания программы,

- инструментальные составляющие (методы, организационные приемы, средства…)

Примеры:

В содержание программы включены следующие виды знаний:

· основные понятия и термины, отражающие научные знания, такие как……..;

· факты науки:……..;

· теории ………;

· принципы……….;

· закономерности и средства……..; и т.д., и т.п..

В содержании программы представлены следующие виды деятельности учащихся:

· материально-практическая деятельность:

- репродуктивная деятельность, в форме системы операций, ведущих к определенному варианту;

- практическая, связанная с отработкой умений и навыков;

- лабораторно-практическая;

- экспериментально-исследовательская;

- технологическая;

- поисковая деятельность по сбору информации;

- проектная деятельность и т.д.;

· социальная деятельность (в основном для социономических профессий):

- коммуникативная;

- мотивационно-оценочная (оценка и самооценка);

- образовательно-педагогическая (по самообразованию и самовоспитанию);

· духовная деятельность:

- деятельность по самостоятельному познанию окружающего и самопознание;

- мотивационно-ориентирующая деятельность (деятельность по профессиональному самоопределению, выработка идеалов и ориентаций).

примечание: этот вид деятельности практически невыполним в условиях краткого курса, поэтому будьте предельно ответственны.

Внимание! Каждый заявленный автором процессуальный компонент и результат (далее) должны быть не только на словах, но и на практике продемонстрированными и проверяемыми.

Основания для отбора содержания программы:

Примеры оснований:

Основанием для отбора содержания курса служат следующие критерии:

· общность и типичность знаний для современного …... и сферы …..;

· перспективность изучаемых технологий в …….., их универсальность;

· научная и практическая значимость содержания образовательного материала и его ценность для профессионального самоопределения;

· необходимость отобранного материала для воспитания ……….;

· необходимость отобранного материала для формирования …….;

· возможность отобранного материала для ……...и т.д., и.т.п..

Для достижения результатов обучения, усиления инструментальности программы важное значение имеют пути ее реализации. Поэтому в пояснительной записке далее необходимо описать рекомендуемые для реализации данного содержания:

- методы и приемы (лекции; проектная, исследовательская деятельность; практические занятия; игровые технологии и т.п.),

- организационные формы (индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные) обучения, а также

- средства обучения (изобразительные, естественные, вербально-информационные, технические и т.д., и т.п..).

Часть 4. Ожидаемые результаты и формы контроля освоения курса:

Эта часть является теоретически логическим завершением содержания предыдущих разделов пояснительной записки. Описанные результаты должны быть очевидны на практике и для преподавателя, и для учащихся. И контролируемы. Поэтому в этой части надо прописать 2 момента:

- ожидаемый результат и

- формы контроля освоения курса.

Ожидаемый результат изучения курса – это ответ на вопрос: какие знания, умения, опыт будут получены, какие виды деятельности будут освоены.

Объем курса по выбору составляет всего 11 часов, и за это время реально может быть только знакомство с профессией (сферой деятельности), поэтому и реально, и описательно результаты возможны только в терминах «низкого порядка» интеллектуальных, практически деятельностных и социальных навыков. Примеры навыков «низкого порядка»: знания, понимание, применение.(Употребление терминов навыков «высокого порядка», а именно анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение является, как минимум, заблуждением преподавателя!).

Примеры:

В результате обучения учащиеся будут знать (понимать):

· основные виды …….;

· принципы …….;

· основы …….;

· сферу деятельности ….. в областях ……..

В результате обучения учащиеся будут уметь:

· применять …..;

· осуществлять …….;

Формы контроля освоения курса.

Контроль освоения курса может быть текущим и итоговым.

Текущие формы контроля достаточно разнообразны: тестовые задания, устный опрос, анкетирование, мини-самостоятельные работы, защита творческой разработки и т.д.

В качестве итогового контроля курса можно выделить следующие его формы: смотр-выставка творческих работ, конкурс творческих работ, презентация, урок-конференция, урок-аукцион знаний, итоги деловой имитационной игры, дискуссия и т. д.

Часть 5. Специфика программы:

В этой части могут быть описаны:

· специфика курса деятельностного характера (работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и т.п.);

· специфика курса организационного характера (максимальное/минимальное количество учащихся, требования (пожелания) к форме одежды, другие особые требования).

Часть 6. Технические указания к тексту программы:

В этой части должны быть представлены (для общего понимания читающих программу) используемые автором знаки-профессионализмы (языка, чисел, изображений), не являющиеся часто и общеупотребляемыми.

3. Учебно-тематический план

4. Программа курса

Общие пожелания: для создания целостного представления о профессии у учащихся целесообразно разделить содержание курса на 3 условных раздела:

1. информационно-ознакомительный (общая характеристика профессии) – до 1 часа

(см. Приложение № 3. Схема знакомства учащихся с профессией,

см. Приложение № 4. Описание профессии);

2. содержательно-ознакомительный (теория и практика) – 8-9 часов;

3. заключительный (содержательно-итоговая часть (представление результатов учащихся) и рефлексивная часть (формулирование отношения учащихся к профессии)) – 1-2 часа.

Компонентные требования: в случае применения автором диагностических, измерительных материалов, выходящих за рамки представляемой профессии и не являющихся частью профессиональных компетенций автора, тексты используемых контрольных материалов должны быть приложены к программе со ссылками на источник.

3. Учебно-тематический план

составляется в виде таблицы и должен содержать:

· наименование разделов и тем;

· общее количество часов, в том числе отдельно отводимых на теоретическую и практическую работу учащихся;

· распределение часов по разделам и темам;

· формы контроля освоения курса.

п/п

Разделы, темы

Всего часов

в том числе

Форма контроля

преподавателя

теоретич

занятия

практич

занятия

 
           
 

Итого:

11

Х

Y

(не менее 60%)

 

Примечания:

1. 1 академический час – 40 минут.

2. Время может указываться в часах и минутах.

3. Итоговое время должно совпадать с общим (сумма «всего») и на теоретическую и практическую деятельность.

4. В случае, если в разделе указывается только практическая работа, временные затраты на нее в реальности не совпадают с общим временем за счет теоретического введения. Эта разница должна быть показана.

5. Такие виды ознакомления учащихся с профессиями как демонстрация видеофильмов, презентаций, экскурсии не являются практической деятельностью для многих профессий. Однако, в профессиях интеллектуальноемких, связанных с повышенными требованиями к технике безопасности и морально-этическим принципами, они могут быть допустимыми, а иногда единственно возможными. В таких случаях вопрос об отнесении указанных видов работ к практическим будет решаться в каждом конкретном случае отдельно.

6. При распределении тем во времени по дням избегайте их содержательно и логически необоснованного разрыва.

7. Специальное примечание для учреждений профессионального образования, проводящих для учащихся в первый день занятий мини-мероприятия ознакомительного характера с учреждением: как вариант, программу планировать хронологически-содержательно на 5 и 6 часов (а не по 5,5).

4. Программа курса

должна включать:

· краткое содержание разделов, тем;

· перечень форм работы с учащимися, используемых в реализации курса, с обязательным кратким описанием содержательного наполнения;

· материально-технические средства, необходимые для изучения курса.

Пример:

Раздел II. Графический дизайн. (4 час.)

Тема 1. Визуальные коммуникации. Графический фирменный стиль, фирменный знак. (1 час.)

Визуальные составляющие среды обитания: вывески, рекламные установки, указатели маршрутов, знаки дородного движения, указатели, пиктограммы, плакаты. Графический фирменный стиль: знак, логотип, цвет, шрифт, документация, упаковка, сувениры, графика на одежде, транспортных средствах, зданиях и пр. Графика товарного знака крупнейших компаний мира.

Тема 2. Дизайн рекламы (3час.)

Художественное творчество в рекламе. Искусство оформления: стиль, способ использования цвета, размер, пропорции, Художник- дизайнер. Расположение графических элементов: печатный текст, иллюстрации, фотографии, пробелы. Использование композиции. Этапы создания композиции. Перечень принципов композиции. Визуальные средства рекламы. Перечень принципов выбора визуальных средств. Виды упаковок.

Формы занятий: урок- лекция.

Лабораторная работа 1: «Какую рекламу вы выберете?» (+ краткое описание содержательного наполнения)

Лабораторная работа 2: «Психология цветового восприятия» (+ краткое описание содержательного наполнения)

Практическая работа: оформление витрины детского магазина: «Детская обувь», «Детская одежда», «Игрушки» (+ краткое описание содержательного наполнения)

Литература:

1. Бове Кортлэнд. Современная реклама. – М.,1995.- 456 с.

2. Власова Н.М. Рекламный конструктор. – М., 1998.- 325 с.

3. Волкова В.В. Дизайн рекламы. – М., 1999.-315 с.

Примечания:

1. Нумерация и наименования разделов и тем программы должны совпадать с нумерацией и наименованиями разделов и тем в учебно-тематическом плане.

2. Литературные источники приводить по желанию.

5. Информационное обеспечение

может включать:

· перечень специализированных помещений: классов, кабинетов, залов, мастерских, лабораторий, полигонов, цехов и т.д.;

· перечень демонстраций, практических и лабораторных работ, экскурсий;

· перечень необходимого оборудования (оборудования индивидуального пользования д.б. не меньше количества учащихся в группе);

· перечень дидактических материалов (печатных, аудио-, видео-, электронных);

· список литературы (использованных источников) для преподавателя;

· список литературы (использованных источников) для учащихся (при необходимости).

Список литературы (использованных источников) должен приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

Полные правила библиографического описания см. в Приложении № 5.

6. Информация об авторе программы:

Название программы

 

Фамилия

 

Имя

 

Отчество

 

Место работы

 

Должность

 

Контактный телефон

 

E-mail

 

Примечание:

авторам программ, работающим в учреждениях общего или дополнительного образования детей и подростков: направленность предлагаемой программы должна подтверждаться соответствующими документами о профессиональном образовании (профессиональной подготовке) автора. Сканы документов д.б. приложены к программе после этого раздела.

7. Аннотация

Должна включать следующую информацию: наименование курса, учреждения и сведения об авторе(ах), а также текст, в котором кратким и доступным языком д.б. изложено основное содержание и особенности курса. Помните, что, в первую очередь, аннотация предназначена учащимся и их родителям!

III. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ

Программа должна быть представлена для рассмотрения на Экспертном совете на бумажном носителе (ставить на первичном экземпляре утверждающую резолюцию руководителя учреждения необязательно).

Текст набирается в редакторе Word for Windows; формат *.doc или *.docx; шрифт Times New Roman, кегль 12; межстрочный интервал – одинарный, переносы не ставятся, выравнивание по ширине; поля: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху и снизу – 2 см, абзац – 1,25 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4, по высоте. Текст печатается на одной стороне страницы. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Страницы нумеруются, при этом Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы Приложений.

После принятия положительного решения Экспертным советом о реализации программы, ее необходимо предоставить Председателю ЭС в электронном и бумажном вариантах в соответствии с вышеуказанными требованиями.

Приложение № 1.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

программы по предпрофильной подготовке

1. 

Учреждение-организатор КПП

 

2. 

Настоящее наименование программы

 

3. 

Прежнее наименование программы

 

4. 

Год начала реализации программы(прим.2)

 

5. 

Настоящий(е) автор(ы)

 

6. 

Уровень профобразования программы

(варианты: СПО, СПО/ВПО, ВПО)

 

7. 

Отнесение программы к группе специальностей по образованию

 

Примечание к п.№ 3: если она реализовывалась до 2014-2015 уч.г., является преемницей прежней программы независимо от того, кто являлся прежним и является настоящим автором. Информация необходима для соблюдения преемственности программ в АИС ППиПО

Примечание к п.№ 4: предпрофильная подготовка в Тольятти началась с 2003-204 уч.г. Укажите, с какого года впервые начала (или начнет – для новых программ) реализовываться данная программа

Примечание к п.№ 7: см. Приложение № 2 в «Требованиях к программам практико-ориентированных курсов предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов»

Приложение № 2.

Список укрупненных групп специальностей по образованию

1. Информатика и вычислительная техника

2. Экономика

3. Менеджмент

4. Реклама и связи с общественностью

5. Документоведение и архивоведение

6. Технологические машины и оборудование

7. Управление в технических системах

8. Машиностроение и материалообработка

9. Архитектура и строительство

10. Электроэнергетика и электротехника

11. Электронная техника, радиотехника и связь

12. Эксплуатация транспортных средств

13. Техносферная безопасность

14. Химическая технология

15. Землеустройство и кадастры

16. Управление качеством

17. Военное дело

18. Юриспруденция

19. Здравоохранение

20. Образование и педагогика

21. Психология

22. Журналистика

23. История

24. Лингвистика

25. Социология

26. Социальная работа

27. Технология продовольственных продуктов и организация общественного питания

28. Торговое дело и товароведение

29. Парикмахерское искусство и прикладная эстетика

30. Техника и искусство фотографии

31. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

32. Туризм и гостиничное дело

33. Театр, кино и телевидение

34. Музыкальное искусство

35. Хореографическое искусство

36. Дизайн

37. Технология изделий легкой промышленности

38. Искусство костюма и текстиля

39. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия

40. Библиотечно-информационная деятельность

41. Социально-культурная деятельность

Приложение № 3.

Схема знакомства учащихся с профессией

· общая информация (историческая справка и роль в социально-экономическом развития страны, региона и города);

· содержание труда:

- предмет труда (человек, художественный образ, знаковая система, техника, природа);

- профессиональные обязанности и цель труда;

- средства труда:

* вещественные: ручные инструменты; механизированное оборудование; электрифицированное оборудование; автоматическое и полуавтоматическое оборудование и инструменты; измерительные приборы и устройства, аппаратура; средства связи),

* невещественные (функциональные): мышление, память, внимание, воображение, речь, мимика и жестикуляция, поведение, мелкая моторика, общая моторика, органы чувств;

- характер труда (жестко регламентированный, четко определенный, достаточно определенный, малоопределенный (много новизны и неопределенностей));

- организация труда (индивидуальная, коллективная, индивидуальная и коллективная);

- функции труда (исполнитель, организатор собственной работы (редко!), организатор других);

- контакты (долговременные или кратковременные, многочисленные или малочисленные, интенсивные или малоинтенсивные, постоянные или с меняющимся кругом лиц);

- ответственность в труде (повышенная за жизнь и здоровье, повышенная материальная, повышенная моральная, обычная (крайне редко!));

- условия труда (комфортные (в помещении), усложненные (вне помещения));

- факторы психофизиологической напряженности (график работы; нагрузки физические, интеллектуальные, эмоциональные, коммуникативные, социальные; опасности и риски; специфические условия и факторы труда, отдельные ограничения)

· требования профессии (к индивидуальным способностям и особенностям, личностным способностям и качествам; состоянию здоровья; допрофессиональному и профессиональному образованию);

· родственные профессии.

Приложение № 4.

ПРОФЕССИОГРАММА

БУХГАЛТЕР

О Б Щ А Я И Н Ф О Р М А Ц И Я

Бухгалтер (нем. buchhalter – книговод) – специалист в области теории и практики счетоводства и учета.

Поступление и расход товарно-материальных ценностей и денежных средств раньше записывали в специальную книгу. Профессия бухгалтера – одна из старейших. Уже в древнеиндийских общинах фигурирует бухгалтер по учету ведения сельскохозяйственного производства.

Первые печатные книги по бухгалтерскому учету появились в 14-15 веках, среди них особое место занимает всемирно известный «Трактат о счетах и записях», написанный итальянским математиком Лукой Пачоли.

В России должность бухгалтера официально впервые была учреждена указом Петра I в начале 18 века.

В нашей стране бухгалтерским учетом и составлением бухгалтерской отчетности занято свыше двух миллионов бухгалтеров.

Управление предприятием невозможно без достоверной экономической информации о производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений. Знание этой информации дает возможность изучать экономические показатели работы, систематически контролировать и анализировать хозяйственные процессы и явления.

Эти функции выполняет бухгалтерский аппарат, который есть на любом государственном и частном предприятии, организации, фирме.

Для того чтобы предприятие работало и выпускало продукцию, работникам предприятия выплачивали заработную плату, необходимо вести строгий учет и контроль финансово-хозяйственной деятельности. Эту работу выполняет бухгалтер.

С О Д Е Р Ж А Н И Е Т Р У Д А

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИИ

Ø В обязанности бухгалтера входят:

· бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций;

· осуществление приема и контроля первичной документации по бухгалтерскому учету и подготовка их к счетной обработке;

· составление отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ, услуг;

· начисление и перечисление налогов, сборов, страховых взносов, платежей и других выплат;

· проведение инвентаризации (сопоставление и сверка денежных средств и товарно-материальных ценностей);

· участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности и составление балансов (отчетности);

· начисление заработной платы сотрудникам;

· оформление бухгалтерских документов, их сохранность и сдача в архив.

Таким образом, основная цель деятельности бухгалтера – осуществление бухгалтерского учета, финансового контроля на предприятиях и организациях любой формы собственности.

Ø Основной предмет труда – знаковые системы (цифры, документы).

Ø В своей работе бухгалтер использует средства труда:

· вещественные (орудийные) – ручные (авторучку) и электрифицированные (персональный компьютер), средства связи;

· невещественные (функциональные) – аналитическое словесно-логическое мышление, долговременную и оперативную вербальную память, объемное, распределенное внимание; речь; органы чувств – зрение, слух.

Ø Работа бухгалтера имеет четко определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:

· должностными обязанностями;

· законодательными, нормативными, правовыми актами;

· постановлениями, распоряжениями, приказами, методическими материалами по отдельным видам бухгалтерского учета;

· этикой делового общения.

Ø Труд бухгалтера имеет индивидуальную организацию, при которой он самостоятельно выполняет свою работу. Но иногда выполнение трудовых заданий зависит от процесса и результата других членов коллектива.

Ø Функционально бухгалтер является исполнителем, однако ход трудового процесса организует самостоятельно.

Ø Контакты немногочисленные – с сотрудниками по работе, специалистами смежных организаций.

Ø Ответственность повышенная материальная – за соблюдение финансово-кассовой дисциплины.

Ø Бухгалтер работает в комфортных условиях – в помещении, рабочая поза – сидя.

Ø Возможные факторы психофизиологической напряженности в работе:

· повышенная материальная ответственность;

· необходимость длительной, кропотливой работы с документально-цифровыми материалами;

· долгое пребывание в одном положении (сидя).

Т Р Е Б О В А Н И Я П Р О Ф Е С С И И

Ø К индивидуальным способностям и особенностям:

· нервно-психическая устойчивость;

· высокая работоспособность;

· математические способности.

Ø К личностным способностям и качествам:

· умение управлять собой, личная организованность;

· усидчивость;

· обязательность, исполнительность;

· честность;

· ответственность.

Ø К состоянию здоровья (медицинские противопоказания):

работа бухгалтера не рекомендуется людям с заболеваниями:

· нервно-психическими (последействия нейроинфекции и интоксикации, черепно-мозговых травм; психические);

· сердечно-сосудистой системы (ревматизм, органические поражения клапанов и мышц сердца, функциональные нарушения, гипертоническая и гипотоническая болезнь);

· зрения (сильное снижение зрения).

Ø К допрофессиональному образованию:

необходимы знания по русскому языку, математике, иностранному языку, обществознанию в рамках школьной программы.

Ø К профессиональному образованию:

среднее и высшее профессиональное образование, курсы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов.

Р О Д С Т В Е Н Н Ы Е П Р О Ф Е С С И И

Экономист, экономист по финансовой работе, налоговый инспектор, аудитор, аналитик фондового рынка.

Описания других профессий:

Горбунова, М.В. 333 современные профессии и специальности: 111 информационных профессиограмм [Текст] / М.В. Горбунова, Е.В. Кирилюк. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 443 с. – (Справочники).

Приложение № 5.

ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ

для библиографических указателей и списков литературы

·        (ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание

·        ГОСТ 7.80-2001. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и

правила составления

·        ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание

электронных ресурсов

·        ГОСТ 7.12-93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке.

Общие требования и правила

Примечание

· Знаком (*) отмечены решения по библиографическому описанию, принятые в Отделе научной библиографии ГПНТБ СО РАН.

· В библиографическом описании в сведениях об ответственности для всех изданий ГПНТБ СО РАН писать: Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук.

· В сведениях об издательстве (издающей организации) писать: ГПНТБ СО РАН.

Общие положения библиографического описания

· Сведения в пределах одной области библиографического описания пишутся со строчной буквы (сведения, относящиеся к заглавию, обозначения ответственных лиц – ред., сост. и т.д., обозначение отсутствия издательства [б.и.]), но соблюдаются грамматические правила написания прописной и строчной букв.

· *Сведения, заимствованные не из предписанного источника информации, приводят без квадратных скобок.

· Сведения, отсутствующие в книге и добавляемые библиографом, даются в квадратных скобках (кроме области примечаний)

· 

Предписанная пунктуация

· Знак "двоеточие" (с пробелом до и после) ставится после заглавия перед сведениями, относящимися к заглавию:

Проблемы экологии города аналит. исслед.

· после места издания перед издательством, а также между двумя издательствами:

М. : АСТ : Астрель

· при сводном и аналитическом описании многотомников после номера тома перед спецификацией (заглавием) тома

Т. 3 : Геология рудных месторождений

· Знак "точка с запятой" (с пробелом до и после) ставится за косой чертой, разделяя первые и последующие сведения об ответственности

/ Моск. гос. ун-т ; ред. С.К. Полянский

в области выходных данных разделяет сведения о местах издания

М. СПб.

в области серии разделяет заглавие серии и номер (выпуск) серии:

Новое в науке и технике : обзор. материалы ; вып 2

в области специфических сведений

· Каждая область описания заканчивается точкой.

· Знак «тире» (с пробелом до и после) ставится между областями описания

Заголовок описания

· Применяют заголовок, содержащий имя индивидуального автора

· Если в книге или статье один автор; два автора; три автора, то в заголовке указываем одного автора и всех авторов повторяем в сведениях об ответственности, ставя инициалы впереди фамилии.

· После фамилии автора перед инициалами, как правило, ставится запятая. Но можно запятую опускать.

·        Один автор:

Иванов, А.И. Льготы для работников Севера / А.И. Иванов. – М. : Юрид. лит., 1991. – 143 с.

Или (для списков литературы) – запятая после фамилии автора может быть опущена:

Иванов А.И. Льготы для работников Севера / А.И. Иванов. – М. : Юрид. лит., 1991. – 143 с.

·        Два автора:

Степанов, А.И. Структурно-кинематический анализ Патомского прогиба / А.И. Степанов, Г.В. Рязанов. – Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1992. – 88 с.

· Три автора:

Лагерь, А. Аптека вокруг нас / А. Лагерь, А. Иванов, Л.И. Исаева. – М. : [б.и.], 1992. – 68 с.

·        Четыре автора и более

Книги и статьи 4-х и более авторов описывают под заглавием. В сведениях об ответственности указывают 1-го автора [и др.] в квадратных скобках:

Театр и мы / А.Б. Сергеев [и др.]. – М. : [б.и.], 1978. –115 с.

Заглавие

· Заглавие в любой части описания не сокращается: заглавие книги, статьи, источника (кроме периодических и продолжающихся изданий), серии, заглавие фрагмента библиографической записи в примечаниях.

· Если источник является периодическим или продолжающимся изданием и его заглавие состоит из одного слова, то оно не сокращается.

· Сведения, относящиеся к заглавию, разделяются знаком двоеточие с пробелом до и после знака и пишутся со строчной буквы:

Проблемы северных территорий : библиогр. указ.

Сведения об ответственности

· Сведения об ответственности (авторы, организации, редакторы, составители и т.д.) указываются за косой чертой (/).

· *Вначале указываются инициалы, а потом фамилия автора, редактора, составителя и т.д.

· Статус лица (ред., сост. и т.д.) пишутся со строчной буквы.

· Каждая последующая группа сведений об ответственности отделяется от предыдущей знаком точка с запятой (с пробелом до и после знака).

· Внутри группы сведений об ответственности один элемент от другого отделяется запятой.

· Все организации указываются через запятые, не зависимо от соподчинения. Соподчиненность организаций указывается так, как дано на титульном листе.

· В списках литературы можно указывать только первые сведения об ответственности.

· Составители, редакторы, организации: если 1, 2, 3 – указываем соответственно 1, 2, 3. Если 4 и более указывают 1 [и др.] в квадратных скобках.

· *Если в редколлегии выделен ответственный редактор – тогда указываем только его с уточнением в круглых скобках (отв. ред.) и в квадратных скобках добавляем [и др.] не зависимо от числа редакторов. Аналогично: если среди группы составителей выделен ответственный составитель.

Редакторы, составители

На титуле

В описании

Под редакцией А.А. Иванова

под ред. А.А. Иванова

Cоставители: А.А. Иванов, Б.Б. Сергеев, Р.С. Смирнов

сост.: А.А. Иванов, Б.Б. Сергеев, Р.С. Смирнов

Составители: Иванов А.А. (ответственный составитель), В.В. Петров, Г.Г. Сидоров

сост.: А.А. Иванов (отв. сост.) [и др.]

Научные редакторы: Москвин Е.Н., Васильева С.П., Мартынов Д.Д.

науч. ред.: Е.Н. Москвин, С.П. Васильева, Д.Д. Мартынов

Редакторы: Л.А. Лапина, О.В. Дорожко, С.С. Ветров, А.Н. Андреева

ред.: Л.А. Лапина [и др.]

Редакционная коллегия: Иванов А.А. (ответственный редактор), Петров В.В., Сидоров Г.Г.

редкол.: А.А. Иванов (отв. ред.) [и др.]

Редакционная коллегия: Иванов А.А. (ответственный редактор), В.В. Петров, Г.Г. Сидоров, Б.Б. Степанов

редкол.: А.А. Иванов (отв. ред.) [и др.]

Коллективные авторы

(организации)

На титуле

В описании (все организации, независимо от соподчинения перечисляются через запятую)

1 организация

Российская академия наук

Амурский научный центр

Рос. акад. наук, Амур. науч. центр

3 организации

Академия наук Эстонии. Институт кибернетики

Тартусский университет

Эстонское НПО вычислительной техники и информатики

3 организации

Акад. наук Эстонии, Ин-т кибернетики, Тартус. ун-т, Эст. НПО вычисл. техники и информатики

4 организации (и более)

Томский межвузовский центр дистанционного образования

Мордовский государственный университет

Кемеровский государственный университет

Астраханская медицинская академия

1 организация [и др.]

Том. межвуз. центр дистанц. образования [и др.]

Сведения об издании

· Сведения об издании приводят в формулировках и в последовательности, данных в книге

‑ 5-е изд., испр.

‑ Изд. 2-е, доп.

Выходные данные
(место издания, издательство, год издания

· Отсутствие места издания – [Б.м.].

· Если мест издания или издательств больше двух, то приводят одно [и др.] в квадратных скобках.

М. [и др.]

М : Искусство [и др.]

· Отсутствие издательства (со строчной буквы) - [б.и.] (кроме неопубликованных материалов)

· *В списках литературы отсутствие места издания можно не указывать

· Филиал (отделение) издательства дается через запятую (Наука, Сиб. отд-ние ).

· Сведения о годе издания давать обязательно. Обозначение "без года" [б.г.] – не приводят.

, 1998.

, [1996?]

, [199?]

Область серии

· Заглавие серии не сокращается.

–        (Серия “Пушкин в ХХ веке” : ежегод. изд. Пушкин. комис. / гл. ред. В. С. Непомнящий)

· Каждая серия заключается в отдельные круглые скобки. После номера серии перед заглавием ставится запятая:

(Автомобильный транспорт. Серия 1, Безопасность движения) (Водителю и пешеходу).

· После заглавия серии перед выпуском серии через пробел ставится знак «точка с запятой», слова «выпуск», «том» и т.д. пишутся со строчной буквы и сокращаются

(Химическая экология ; вып. 3).

Область примечаний

· В примечаниях слова сокращаются. Но если в примечании приведен фрагмент библиографического описания, то заглавие в библиографической записи не сокращается; внутри фрагмента области и элементы приводят с предписанными знаками, кроме знака точка и тире, который заменяют точкой. Авторов указывают в области сведений об ответственности:

Загл., авт. и вых. дан. установлены по справ.: Подробный словарь русских гравированных портретов / Д.А. Ровинский. СПб., 1888. Т. 3. № 634.

· В списках литературы примечания (включая сведения о библиографии) могут быть опущены. Примечания указываются, только если это важно для уточнения авторов, заглавия или источника.

Описание книг

Монография

· Полное описание:

Петров, А.А. Проблемы экологии города : аналит. исслед. / А.А. Петров, Б.Б. Сидоров ; отв. ред.: С.А. Сергеев, А.Б. Андреев, В.Г. Матвеев ; Акад. трансп. Рос. Федерации, Сев.-Зап. регион. науч. центр, Акад. водохоз. наук, Сев.-Зап. отд-ние. – Изд. 2-е. ‑ М. : Экос, Центр. фил. ; СПб. : Гидрометеоиздат, 2000. – V, 270, [7] с. – (Серия "Экология и региональная экономика") (Новое в науке и технике :обзор. материалы ; вып. 2/3). – Прил. содерж. законодат. и нормат материалы. – Схемы в конце разд. – Библиогр.: с. 266-270.

· Для списков литературы - в заголовке описания запятая после фамилии автора может быть опущена, за косой чертой можно давать только первые сведения об ответственности, давать только примечание, уточняющее фамилию автора:

Петров А.А. Проблемы экологии города : аналит. исслед. / А.А. Петров, Б.Б. Сидоров. – Изд. 2-е. - М. : Экос, Центр. фил. ; СПб. : Гидрометеоиздат, 2000. – V, 270, [7] с. – (Серия "Экология и региональная экономика") (Новое в науке и технике : обзор. материалы ; вып. 2/3).

· Полное описание:

Международно-правовое регулирование разрешения трудовых споров : доклад / Ф.Т. Симонян [и др.] ; Моск. гос. юрид. акад. - М. : [б.и.], 2001. - 26 с.

· Для списков литературы:

Международно-правовое регулирование разрешения трудовых споров : доклад / Ф.Т. Симонян [и др.]. - М., 2001. - 26 с.

· Полное описание:

История русской литературы ХIХ века (вторая половина) / Н.Н. Скатов [и др.] ; ред. Н.Н.Скатов. ‑ 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1991. - 511 с. - (Учебное пособие для педагогических институтов).

· Для списков литературы - за косой чертой можно указывать только первые сведения об ответственности - в данном случае – это авторы

История русской литературы ХIХ века (вторая половина) / Н.Н. Скатов [и др.]. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1991. ‑ 511 с. - (Учебное пособие для педагогических институтов).

Для издательских учреждений:

· Размер книги приводят в области физической характеристики после указания количества страниц (ставится знак "точка с запятой" с пробелами).

· Сведения о тираже помещают в области примечания.

· В следующей области (стандартного номера и условий доступности) (отделяется знаком точка и тире) указывают ISBN или его альтернативу.

· В этой же области через знак "двоеточие" (с пробелами) указывается цена.

Петров, А.А. Проблемы экологии города : аналит. исслед. / А.А. Петров, Б.Б. Сидоров ; отв. ред.: С.А. Сергеев, А.Б. Андреев, В.Г. Матвеев ; Акад. трансп. Рос. Федерации, Сев.-Зап. регион. науч. центр, Акад. водохоз. наук, Сев.-Зап. отд-ние. – Изд. 2-е. ‑ М. : Экос, Центр. фил. ; СПб. : Гидрометеоиздат, 2000. – V, 270, [7] с. ; 22 см.– (Серия "Экология и региональная экономика") (Новое в науке и технике : обзор. материалы ; вып. 2/3). – Библиогр.: с. 266-270. – 500 экз. – ISBN 5-203-12232 : 120 р.

Материалы конференции

· Полное описание:

Репрезентация верховной власти в средневековом обществе (Центральная, Восточная и Юго-Восточная Европа) : тез. XXII конф. "Славяне и их соседи" / редкол.: Г.Г. Литаврин (отв. ред.) [и др.]. ‑ М. : Индрик, 2004. - 111 с. ‑ В надзаг.: Рос. акад. наук, Ин-т славяноведения, Отд. истории сред. веков.

· Для списков литературы (надзаголовок можно опустить):

Репрезентация верховной власти в средневековом обществе (Центральная, Восточная и Юго-Восточная Европа) : тез. XXII конф. "Славяне и их соседи" / редкол.: Г.Г. Литаврин (отв. ред.) [и др.]. ‑ М. : Индрик, 2004. - 111 с.

· Полное описание:

Воспитательный процесс в высшей школе России : межвуз. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 26–27 апр. 2001 г.) / редкол.: А.Б. Борисов [и др.]. – Новосибирск : НГАВТ, 2001. – 157 с.– В надзаг. : Мэрия г. Новосибирска, Новосиб. обл. отд-ние Междунар. ассоц. по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, Новосиб. гос. акад. вод. трансп.

·        Для списков литературы

Воспитательный процесс в высшей школе России : межвуз. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 26–27 апр. 2001 г.) / редкол.: А.Б. Борисов [и др.]. – Новосибирск : НГАВТ, 2001. – 157 с.

· Полное описание:

Международно-правовое регулирование разрешения трудовых споров : доклад / Ф.Т. Симонян [и др.] ; Моск. гос. юрид. акад. ‑ М. : [б.и.], 2001. ‑ 26 с.

· Для списков литературы:

Международно-правовое регулирование разрешения трудовых споров : доклад / Ф.Т. Симонян [и др.]. ‑ М., 2001. ‑ 26 с.

· Полное описание:

Отбелка сульфатной целлюлозы без молекулярного хлора : материалы к докл. / В.А. Демин [и др.] ; редкол.: Н.П. Юшкин (отв. ред.) [и др.]. – Сыктывкар : СГУ, 1995. ‑ 11 с. ‑ Библиогр.: с. 10.

· Для списков литературы:

Отбелка сульфатной целлюлозы без молекулярного хлора : материалы к докл. / В.А. Демин [и др]. – Сыктывкар : СГУ, 1995. ‑ 11 с.

Cборник статей

· Полное описание:

Оптимизация информационно-библиографического обслуживания ученых и специалистов : сб. науч. тр. / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук, Нац. б-ка Респ. Саха (Якутия) ; редкол.: Е.Б. Соболева (отв. ред.) [и др.]. - Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 1998. - 198 с.

· Для списков литературы: - за косой чертой могут быть указаны только первые сведения об ответственности (в данном случае – это организация):

Оптимизация информационно-библиографического обслуживания ученых и специалистов: сб. науч. тр. / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук, Нац. б-ка Респ. Саха (Якутия). - Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 1998. - 198 с.

·        Многотомники

· При описании нескольких томов:

обозначение общего количества томов указывается в сведениях, относящихся к заглавию (через двоеточие с пробелами).

перед названием тома после номера тома через пробел ставится двоеточие

Экология и безопасность : cправочник : в 3 т. / Н.Г. Рыбальский [и др.] ; ред. Н.Г. Рыбальский. - М. : ВНИИПИ, 1992-1993.

Т. 1 : Безопасность человека, ч.1. ‑ 1992. ‑ 319 с.

Т. 1 : Безопасность человека, ч. 2. ‑ 1992. ‑ 442 с.

Т. 2 : Экологическая безопасность, ч. 1. ‑ 1993. ‑ 293 с.

Т. 2 : Экологическая безопасность, ч. 2. ‑ 1993. ‑ 320 с.

Т. 3 : Технологическая безопасность, ч. 1. ‑ 1993. ‑ 476 с.

Т. 3 : Технологическая безопасность, ч. 2. ‑ 1993. ‑ 478 с.

· Для списков литературы:

Экология и безопасность : cправочник : в 3 т. / Н.Г. Рыбальский [и др.]. - М. : ВНИИПИ, 1992-1993. - 3 т. (в 6 ч.).

·        Один том - перед обозначением общего количества томов двоеточие не ставится и это обозначение начинается с прописной буквы; после номера тома перед названием тома двоеточие не ставится:

Казьмин, В.Д. Справочник домашнего врача. В 3 ч. Ч. 2. Детские болезни / В. Казьмин. – М. : АСТ : Астрель, 2002. – 503, [1] с.

· Автореферат

Коллективный автор (организация) не указывается.

Иванова, О. М. Действие антигельминтиков на микробный и иммунный статус организма животных в регионе озера Байкал : автореф. дис. … канд. ветеринар. наук / О.М. Иванова. – Благовещенск, 2004. - 22 с.

Депонированные научные работы

Социологическое исследование малых групп населения / В. И. Иванов [и др.] ; М-во образования Рос. Федерации, Финансовая акад. – М., 2002. – 110 с. – Библиогр.: с. 108–109. – Деп. в ВИНИТИ 13.06.02, № 145432.

· Стандарты

В области специфических сведений (перед областью выходных данных) указывают обозначение ранее действовавшего документа, дату введения, сроки действия объекта библиографического описания. Описание под заглавием:

Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования : ГОСТ Р 517721–2001. – Введ. 2002–01–01. – М. : Изд-во стандартов, 2001. – IV, 27 с.

Издания. Международная стандартная нумерация книг : ГОСТ 7.53–2001. – Взамен ГОСТ 7.53–86 ; введ. 2002–07–01. – Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации ; М. : Изд-во стандартов, cop. 2002. – 3 с. – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

· Патенты

В области специфических сведений указывают регистрационный номер заявки на патентный документ; дату ее подачи (поступления); дату публикации и (или) сведения об официальном издании, в котором опубликованы сведения о патентном документе; сведения о конвенционном приоритете: дату подачи заявки, номер и название страны конвенционного приоритета. Название страны приводят в круглых скобках. Также в области могут быть указаны индексы национальной патентной классификации. Группы однородных сведений отделяются знаком точка с запятой (через пробелы), внутри группы- ставят запятые.

Приемопередающее устройство : пат. 2187888 Российская Федерация, МПК7 Н 04 В 1/38, Н 04 J 13/00 / В. И. Чугаева ; заявитель и патентообладатель Воронеж. науч.-исслед. ин-т связи. - № 20000131736/09 ; заявл. 18.12.00 ;

–        опубл. 20.08.02, Бюл. № 23 (2 ч.). - 3 с.

Одноразовая ракета-носитель : заявка 1095735 Рос. Федерация : МПК7 В 64 G 1/00 / Тернер Э. В. (США) ; заявитель Спейс Системз/Лорал, инк. ; пат. поверенный Г.Б. Егорова. – № 2000108705/28 ; заявл. 07.04.00 ; опубл. 10.03.01, Бюл. № 7 (I ч.) ; приоритет 09.04.99, № 09/289,037 (США)

·     Аналитическое описание

· Заглавие статьи и источника не сокращается. Сведения, относящиеся к заглавию указываются, если уточняют заглавие. Типовые сведения (сб. ст., сб. науч. тр.) могут не указываться.

· В источнике не указываются: коллективный автор (кроме продолжающихся изданий c типовым заглавием – труды, записки и т.д.), издательство, серия. Примечания указываются, только если это важно для уточнения авторов, заглавия или источника. В списках литературы библиография может не указываться.

· В источнике с тематическим заглавием приводятся первые сведения об ответственности.

· Если в статье один автор, в сведениях об ответственности он может не повторяться.

Статья из сборника:

Матюшенко, Н.И. Обобщенная модель морской транспортной системы "Севморпуть" / Н.И. Матюшенко // Эксплуатация морского транспорта. - СПб., 2003. - С. 80-83. - Библиогр.: с. 83.

Перов, С.М. Военные поселения царской России / С.М. Перов // Исторический сборник-83. – Волгоград, 1984. – С. 15-23. – В огл. авт.: Петров С.М. – Библиогр.: с. 21-23.

· Для списков литературы:

Перов С.М. Военные поселения царской России // Исторический сборник-83. – Волгоград, 1984. – С. 15-23. – В огл. авт.: Петров С.М.

Из материалов конференции

· Обозначение статуса конференции, совещания и т.д. (международная, всероссийская, региональная, межрегиональная и т.д.), начинается со строчной буквы.

· *Данные о месте и дате проведения конференции (совещания) заключаются в круглые скобки и указываются в следующем порядке: место проведения конференции, дата проведения конференции.

Симонов, А. Очистка сточных вод: проектирование технических устройств / А. Симонов // VII региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 12-15 мая 2002 г.) : тез. докл. - Волгоград, 2002. – С. 13-15.

Статья из журнала:

· В источнике перед названием серии ставится запятая

Жижимов, О.Л. Принципы построения распределенных информационных систем на основе протокола Z39.50 / О.Л. Жижимов, Н.А. Мазов // Науч.-техн. информ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2004. - № 11. – С. 12-26.

Экология г. Воронежа / B.С. Семенов [и др.] // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. 4, География и геоэкология. – 2000.- № 1. – С. 4-6.

Статьи из продолжающихся изданий:

· После номера тома перед спецификацией (заглавием) тома или выпуска ставится двоеточие (через пробел).

Гольдман, В.И. Геодезический мониторинг объектов и сооружений подъездного железнодорожного пути Чара - Чина / В.И. Гольдман // Тр. / Науч.-исслед. ин-т трансп. стр-ва. - 2002. - Вып. 214 : Строительство железных дорог в экстремальных условиях. - С. 38-46. - Библиогр.: с. 46.

· В списках литературы частное заглавие тома и сведения о библиографии могут быть опущены:

Гольдман В.И. Геодезический мониторинг объектов и сооружений подъездного железнодорожного пути Чара - Чина // Тр. / Науч.-исслед. ин-т трансп. стр-ва. - 2002. - Вып. 214. - С. 38-46.

Статья из тематического сборника:

Баренбаум, И.Е. А. М. Ловягин как историк книги / И. Е. Баренбаум // Книжное дело в России во второй половине XIX–начале ХХ века : сб. науч. тр. / Рос. нац. б-ка. – СПб., 2000. – Вып. 10. – С. 208–219.

· *Или:

Баренбаум, И.Е. А. М. Ловягин как историк книги / И. Е. Баренбаум // Книжное дело в России во второй половине XIX–начале ХХ века. – СПб., 2000. – Вып. 10. – С. 208–219.

Рецензии

· 1. Сведения о рецензии, реферате даются в примечании после слов: "Рец. на кн.:", "Рец. на ст.:", "Реф. ст.:" Авторы рецензируемой книги указываются в сведениях об ответственности:

Александров, К. Из истории белого движения / К. Александров // Мир библиогр. – 1998. – № 2. – С. 94–95. – Рец. на кн.: Библиографический справочник высших чинов Добровольческой армии и Вооруженных сил Юга России (материалы к истории белого движения) / Н. Н. Рутыч. - М. : Regnum : Рос. архив, 1997. - 295 с.

· 2. Сведения о рецензии даются в аннотации - в рецензии автор за косой чертой не повторяется:

Зданович, А.А. Свои и чужие – интриги разведки / А.А. Зданович. – М. : ОЛМА-пресс : МассИнформМедиа, 2002. – 317 с.

Рец.: Мильчин, К. На невидимом фронте без перемен // Кн. обозрение. – 2002. – 11 марта. – С. 6.

Беседы, интервью

Кочетков, В. Праздник - как повод для разговора : беседа с зам. пред. Президиума Кемер. науч. центра Сиб. отд-ния Рос. акад. наук канд. техн. наук В. Кочетковым и зам. директора Ин-та угля и углехимии Сиб. отд-ния Рос. акад. наук д-ром техн. наук В. Потаповым / В. Кочетков, В. Потапов ; вел Д. Корнилов // Наука в Сибири. - 2000. - № 34/35. - С. 4.

Бредихина, Н. А. Студент-первокурсник и маститый ученый : интервью с директором Новосиб. обл. науч. б-ки Н.А. Бредихиной / Н. А. Бредихина ; записал А. Нестеренок // Сов. Сибирь. - 1999. - 30 нояб.

· Электронные ресурсы

После заглавия приводится общее обозначение материала в квадратных скобках (без сокращений)

·         Монографическое описание

Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная программа (546 Мб). – М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см + рук. пользователя (1 л.) + открытка (1 л.). – (Интерактивный мир). – Систем. требования: ПК 486 или выше ; 8 Мб ОЗУ ; Windows 3.1 или Windows 95 ; SVGA 32768 и более цв. ; 640х480 ; 4х CD-ROM дисковод ; 16-бит. зв. карта ; мышь. – Загл. с экрана.

·         *Или

Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). –Загл. с экрана.

Таганцев, Н.С. Русское уголовное право. Тексты. Комментарии. Иллюстрации [Электронный ресурс] / Н.С. Таганцев. - М. : Адепт, 2003. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (Библиотека юриста) (Электронная книга).

Аналитическое описание

Программный комплекс доступа к базам данных ГПНТБ СО РАН из Internet [Электронный ресурс] / С.Р. Баженов [и др.] // IV рабочее совещание по электронным публикациям EL-PUB-99 : тез. докл. - Новосибирск, 1999. - Режим доступа : http://www.ist.nsk.su/ws/show_abstract.dhtml?I+25.

Жижимов, О.Л. Модель распределенной информационной системы Сибирского отделения РАН на базе протокола Z39.50 [Электронный ресурс] / О.Л. Жижимов, Н.А. Мазов // Электрон. б-ки. - 1999. - Т. 2, вып. 2. - Режим доступа: http://www.iis.ru/events/19990616/zhizhimov.ru.html.

Щавелев, А.С. Теория С.М. Соловьева о "родовой власти" в Древней Руси: возможности актуализации [Электронный ресурс] // Материалы международной конференции студентов и аспирантов "Ломоносов-99" : [тез. докл.]. – Режим доступа: http.www.hist/msc.ru (18.01.2005).

Казанская, Л.В. Пушкинские мотивы в творчестве Артура Лурье: опыт музыкально-исторического исследования [Электронный ресурс] / Л.В. Казанская // Балт. сезоны : Интернет-альм. – 1999. – № 1. – Режим доступа: http.www.theatre.spb.ru (23.01.2005).

·        В конце документа ставится дата обращения к документу. В ГОСТе 7.82-2001 данная позиция оговаривается как факультативная. Но сведения о дате обращения к документу очень важны, т.к. Интернет характеризуется таким понятием как изменчивость. За год любой справочник сетевых ресурсов устаревает на одну четверть. Тот или иной документ может быть удален или перенесен, в результате чего каждый пользователь регулярно сталкивается с таким понятием как "мертвая ссылка". За рубежом дата обращения к электронному документу является обязательным элементом. Видимо, нам надо к этому стремиться.

СЕРИАЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ ПРОДОЛЖАЮЩИЕСЯ РЕСУРСЫ

Газета

Академия здоровья : науч.-попул. газ. о здоровом образе жизни : прил. к журн. «Аквапарк» / учредитель «Фирма «Вивана». – 2001, июнь – . – М., 2001– . – 8 полос. – Еженед.

2001, № 1–24. – 10000 экз. ; 2002, № 1(25)–52(77). – 15000 экз.

Журнал

Актуальные проблемы современной науки : информ.-аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Спутник +». – 2001, июнь – . – М. : Спутник +, 2001– . – Двухмес. – ISSN 1680-2721.

2001, № 1–3. – 2000 экз.

Бюллетень

Российская Федерация. ГосДума (2000– ). Государственная Дума : стеногр. заседаний : бюллетень / Федер. Собр. Рос. Федерации. – М. : ГД РФ, 2000– . – 30 см. – Кн. не сброшюр.

№ 49 (497) : 11окт. 2000 г. – 2000. – 63 отд. с. – 1400 экз.

Продолжающийся сборник

Вопросы инженерной сейсмологии [Текст] : сб. науч. тр. / Рос. акад.

наук, Ин-т физики Земли. – Вып. 1 (1958)– . – М. : Наука, 2001– . –

ISSN 0203-9478.

Вып. 34. – 2001. – 137 с. – 500 экз.

Вып. 35 : Прогнозирование землетрясений. – 2001. – 182 с. – 650 экз.

Вып. 36. – 2002. – 165 с. – 450 экз.

или

Вопросы инженерной сейсмологии [Текст] : сб. науч. тр. / Рос. акад.

наук, Ин-т физики Земли. – Вып. 1 (1958)– . – М. : Наука, 2001– . – ISSN 0203-9478.

Вып. 34. – 2001. – 137 с. – 500 экз. ; вып. 35 : Прогнозирование землетрясений. – 2001. – 182 с. – 650 экз. ; вып. 36. – 2002. – 165 с. – 450 экз.

 

Любое копирование, публикация на сторонних ресурсах и т.п. будет нарушать ФЗ РФ

Все данные, полученные от посетителей данного сайта (включая персональные данные) могут быть использованы исключительно для образовательных целей и не могут быть переданы третьим лицам ни при каких обстоятельствах за исключением решения суда и санкционированных действий правоохранительных органов.

Фотографии, содержащие детей с образовательных мероприятий, могут быть опубликованы только с согласия законных представителей детей.   

 

Изображение

СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Основные сведения

Структура и органы управления образовательной организацией

Документы

Образование

Образовательные стандарты

Руководство Педсостав

Мат-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Стипендии и иные виды материальной поддержки

Платные образовательные услуги

Финансово- хозяйственная деятельность

Вакантные места для приема

Доступная среда

Международное сотрудничество 

Изображение

 Телефон доверия 8-800-2000-122 Телефон доверия

 

Горячая линия по вопросам деятельности образовательных организаций

 

Ответственность за коррупционные нарушения

Изображение

 Изображение

 

Графический файл не найден

 Изображение

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Министерство просвещения Российской Федерации

 

банер

оценка качества

Изображение

Телефоны служб экстренного реагирования

Изображение
 
 
 «Методические рекомендации по заполнению формы сообщения от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления о наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» противоправной информации»
 

Изображение

 

Изображение

Яндекс.Метрика