Навигация

Новое на сайте

Поиск по сайту

Последние новости

Новые записи в блогах

RSS новости

Хотите быть всегда в курсе наших новостей? Подпишитесь
 

Вход

Имя
Пароль
 
Регистрация для учеников

ТРЕБОВАНИЯ к программам практико-ориентированных курсов предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов

Автор: Администрация, опубликовано: 22 Январь 2014, изменено: 22 Январь 2014

 Тольяттинское управление министерства образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов центр повышения квалификации

«Центр развития трудовых ресурсов городского округа Тольятти»

Утверждаю

дата

подпись

ТРЕБОВАНИЯ

к программам практико-ориентированных курсов предпрофильной подготовки

для учащихся 9-х классов

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Предпрофильная подготовка учащихся – это системная комплексная информационная и практическая подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору профилирующего направления собственной деятельности.

Основная функция предпрофильной подготовки – профориентационная.

Предпрофильная подготовка является необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего профессиональному самоопределению учащихся-выпускников основной ступени.

2. Практико-ориентированные курсы являются составной частью предпрофильной подготовки в 9-х классах в процессе самоопределения учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и/или сферы последующей профессиональной деятельности.

3. Практико-ориентированные курсы имеют строго профориентационную направленность и не предназначены для углубленного изучения базовых общеобразовательных предметов.

4. Основной целью курсов является знакомство учащихся 9-х классов на практике с разнообразными видами профессиональной деятельности человека.

5. Задачами курсов являются:

· познакомить учащихся с современными профессиями;

· обеспечить учащимся осуществление первых профессиональных проб в той или иной сфере человеческой деятельности; ознакомить на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям;

· поддержать мотивации учащихся к тому или иному профилю.

6. Основной результат посещения курсов для учащихся – формирование и формулирование ими отношения к представленной профессиональной деятельности. Любое осознанное отношение к профессии является важным результатом для подростков в процессе принятия решения профессионального самоопределения.

7. Объём программы курса должен составлять 11 академических часов.

8. Практическая работа учащихся должна занимать не менее 60% объема программы.

Курсы должны быть практически ориентированы, предполагать введение активных форм работы с учащимися и получение ими минимального опыта в различных видах профессиональной деятельности человека.

Крайне желательно, чтобы каждый учащийся в конце занятий имел индивидуальный или групповой интеллектуальный или материальный результат, который может быть (по возможности) представлен им своему семейному и дружескому окружению.

9. Программа курса по содержанию должна знакомить учащихся с одной из сфер профессиональной деятельности:

· физико-математические науки;

· естественные науки;

· гуманитарные науки;

· социальные науки;

· образование и педагогика;

· здравоохранение;

· культура и искусство;

· экономика и управление;

· информационная безопасность;

· сфера обслуживания;

· сельское и рыбное хозяйство;

· геодезия и землеустройство;

· энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника;

· металлургия, машиностроение и материалообработка;

· авиационная и ракетно-космическая техника;

· транспортные средства;

· приборостроение и оптотехника;

· электронная техника, радиотехника и связь;

· автоматика и управление;

· химическая и биотехнологии;

· технология продовольственных продуктов и потребительских товаров;

· строительство и архитектура;

· безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды

в отношении того или иного предмета труда:

· человек (социономические профессии);

· художественный образ (артономические профессии);

· знаковая система (сигнономические профессии);

· техника (технономические профессии);

· природа (биономические профессии).

10. В целом, программа курса должны отвечать следующим требованиям:

 знакомить учащихся с видами профессиональной деятельности в соответствии с современным уровнем их состояния;

 иметь установку на развитие целостного взгляда на вид профессиональной деятельности и ее роль в социально-экономическом развитии страны, региона, города;

 быть обеспеченной основными информационными, программными и техническими средствами;

 обладать развивающим потенциалом, способствовать развитию интеллектуальных и профессиональных навыков, социальных компетенций учащихся;

 способствовать социализации и адаптации учащихся, предоставлять возможность для осознанного профессионального самоопределения, выбора профилирующего направления обучения;

 учитывать возрастные психолого-педагогические и валеологические особенности развития подростков;

 обеспечивать безопасность здоровья и жизни учащихся.

11. Материалы программы должны содержать:

· Визитную карточку программы (Прил.№ 1 и Прил.№ 2 (Список укрупненных групп специальностей по образованию к п.№ 7 Визитной карточки) и

· собственно программу (см. далее раздел № II).

II. СТРУКТУРНЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ

Структура программы:

1. титульный лист;

2. пояснительная записка (объем 1,5-3 стр.);

3. учебно-тематический план (объем 1-2 стр.);

4. программа курса (объем 1-3 стр.);

5. информационное обеспечение (объем 1-2 стр.);

6. информация об авторе программы;

7. аннотация.

1. Титульный лист

включает:

· вверху по центру страницы – название образовательного учреждения;

· справа в верхней трети страницы – утверждающую резолюцию руководителя учреждения (с датой утверждения программы);

· слева в верхней трети страницы напротив резолюции руководителя учреждения – утверждающую резолюцию Председателя Экспертного совета;

· по центру страницы:

1 строка – Программа курса предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов,

2 (3) строка – название программы;

· справа в нижней трети страницы – сведения об авторе(ах) (ФИО, должность, квалификационная категория, ученое звание);

· внизу по центру страницы – название города, год написания программы.

Примечания:

1. Название программы на титульном листе должно совпадать с названием в разделе информации об авторе.

2. Название программы должно быть выражено в однозначных для понимания учащихся формулировках (и, желательно, привлекательных), однозначно указывать на сферу профессиональной деятельности. Названия с указанием шифра и наименования специальности по образованию (190201 «Автомобиле- и тракторостроение») или наименование учебной дисциплины в учреждении профессионального образования («Разработка технологического процесса изготовления детали») НЕДОПУСТИМЫ. Также недопустимы названия в формулировках целей (формирование, информирование и т.д.).

2. Пояснительная записка

программы должна состоять из следующих обязательных частей:

1. профессиональная область с указанием конкретных профессий, специальностей, специализаций; актуальность и целесообразность введения курса по указанной профессии;

1. цели и задачи программы;

2. краткое содержание программы и основания для отбора содержания;

3. ожидаемые результаты и формы контроля освоения курса;

4. специфика программы;

5. технические указания к тексту программы (условные обозначения, применяемые в тексте).

Комментарии к отдельным частям пояснительной записки

Часть 2. Цели и задачи программы:

Цели являются описательной моделью результатов обучения, они д.б. сформулированы для преподавателя, излагаться содержательно и в определенной последовательности, выражаться в однозначных для понимания формулировках, представляя собой уточнение цели реализации данного этапа предпрофильного обучения. В формулировке целей используются существительные. Пример:

Целями курса являются:

· информирование учащихся…….

· формирование у учащихся (базовых знаний…, умений оценить свои возможности…)

Задачи есть конкретизация целей, они позволяют описать результат настолько подробно, что это описание подводит к однозначному способу контроля (оценки) результата – текущего и итогового.

Основное требование к задачам: они д.б. тоже сформулированы для преподавателя и максимально описать то, что учащиеся могут сделать в результате обучения. В формулировке задач используются глаголы. Пример:

Задачами курса являются:

· предоставить возможность учащимся реализовать свой интерес в области …..;

· ознакомить с …… подходом к ……., основными видами современного ………;

· обеспечить получение практического опыта в сферах профессиональной деятельности……..;

Часть 3. Краткое содержание программы и основания для отбора содержания:

В этой части необходимо прописать 4 следующих момента:

- виды включенных знаний,

- виды представленной деятельности учащихся,

- основания для отбора содержания программы,

- инструментальные составляющие (методы, организационные приемы, средства…)

Примеры:

В содержание программы включены следующие виды знаний:

· основные понятия и термины, отражающие научные знания, такие как……..;

· факты науки:……..;

· теории ………;

· принципы……….;

· закономерности и средства……..; и т.д., и т.п..

В содержании программы представлены следующие виды деятельности учащихся:

· материально-практическая деятельность:

- репродуктивная деятельность, в форме системы операций, ведущих к определенному варианту;

- практическая, связанная с отработкой умений и навыков;

- лабораторно-практическая;

- экспериментально-исследовательская;

- технологическая;

- поисковая деятельность по сбору информации;

- проектная деятельность и т.д.;

· социальная деятельность (в основном для социономических профессий):

- коммуникативная;

- мотивационно-оценочная (оценка и самооценка);

- образовательно-педагогическая (по самообразованию и самовоспитанию);

· духовная деятельность:

- деятельность по самостоятельному познанию окружающего и самопознание;

- мотивационно-ориентирующая деятельность (деятельность по профессиональному самоопределению, выработка идеалов и ориентаций).

примечание: этот вид деятельности практически невыполним в условиях краткого курса, поэтому будьте предельно ответственны.

Внимание! Каждый заявленный автором процессуальный компонент и результат (далее) должны быть не только на словах, но и на практике продемонстрированными и проверяемыми.

Основания для отбора содержания программы:

Примеры оснований:

Основанием для отбора содержания курса служат следующие критерии:

· общность и типичность знаний для современного …... и сферы …..;

· перспективность изучаемых технологий в …….., их универсальность;

· научная и практическая значимость содержания образовательного материала и его ценность для профессионального самоопределения;

· необходимость отобранного материала для воспитания ……….;

· необходимость отобранного материала для формирования …….;

· возможность отобранного материала для ……...и т.д., и.т.п..

Для достижения результатов обучения, усиления инструментальности программы важное значение имеют пути ее реализации. Поэтому в пояснительной записке далее необходимо описать рекомендуемые для реализации данного содержания:

- методы и приемы (лекции; проектная, исследовательская деятельность; практические занятия; игровые технологии и т.п.),

- организационные формы (индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные) обучения, а также

- средства обучения (изобразительные, естественные, вербально-информационные, технические и т.д., и т.п..).

Часть 4. Ожидаемые результаты и формы контроля освоения курса:

Эта часть является теоретически логическим завершением содержания предыдущих разделов пояснительной записки. Описанные результаты должны быть очевидны на практике и для преподавателя, и для учащихся. И контролируемы. Поэтому в этой части надо прописать 2 момента:

- ожидаемый результат и

- формы контроля освоения курса.

Ожидаемый результат изучения курса – это ответ на вопрос: какие знания, умения, опыт будут получены, какие виды деятельности будут освоены.

Объем курса по выбору составляет всего 11 часов, и за это время реально может быть только знакомство с профессией (сферой деятельности), поэтому и реально, и описательно результаты возможны только в терминах «низкого порядка» интеллектуальных, практически деятельностных и социальных навыков. Примеры навыков «низкого порядка»: знания, понимание, применение.(Употребление терминов навыков «высокого порядка», а именно анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение является, как минимум, заблуждением преподавателя!).

Примеры:

В результате обучения учащиеся будут знать (понимать):

· основные виды …….;

· принципы …….;

· основы …….;

· сферу деятельности ….. в областях ……..

В результате обучения учащиеся будут уметь:

· применять …..;

· осуществлять …….;

Формы контроля освоения курса.

Контроль освоения курса может быть текущим и итоговым.

Текущие формы контроля достаточно разнообразны: тестовые задания, устный опрос, анкетирование, мини-самостоятельные работы, защита творческой разработки и т.д.

В качестве итогового контроля курса можно выделить следующие его формы: смотр-выставка творческих работ, конкурс творческих работ, презентация, урок-конференция, урок-аукцион знаний, итоги деловой имитационной игры, дискуссия и т. д.

Часть 5. Специфика программы:

В этой части могут быть описаны:

· специфика курса деятельностного характера (работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и т.п.);

· специфика курса организационного характера (максимальное/минимальное количество учащихся, требования (пожелания) к форме одежды, другие особые требования).

Часть 6. Технические указания к тексту программы:

В этой части должны быть представлены (для общего понимания читающих программу) используемые автором знаки-профессионализмы (языка, чисел, изображений), не являющиеся часто и общеупотребляемыми.

3. Учебно-тематический план

4. Программа курса

Общие пожелания: для создания целостного представления о профессии у учащихся целесообразно разделить содержание курса на 3 условных раздела:

1. информационно-ознакомительный (общая характеристика профессии) – до 1 часа

(см. Приложение № 3. Схема знакомства учащихся с профессией,

см. Приложение № 4. Описание профессии);

2. содержательно-ознакомительный (теория и практика) – 8-9 часов;

3. заключительный (содержательно-итоговая часть (представление результатов учащихся) и рефлексивная часть (формулирование отношения учащихся к профессии)) – 1-2 часа.

Компонентные требования: в случае применения автором диагностических, измерительных материалов, выходящих за рамки представляемой профессии и не являющихся частью профессиональных компетенций автора, тексты используемых контрольных материалов должны быть приложены к программе со ссылками на источник.

3. Учебно-тематический план

составляется в виде таблицы и должен содержать:

· наименование разделов и тем;

· общее количество часов, в том числе отдельно отводимых на теоретическую и практическую работу учащихся;

· распределение часов по разделам и темам;

· формы контроля освоения курса.

п/п

Разделы, темы

Всего часов

в том числе

Форма контроля

преподавателя

теоретич

занятия

практич

занятия

 
           
 

Итого:

11

Х

Y

(не менее 60%)

 

Примечания:

1. 1 академический час – 40 минут.

2. Время может указываться в часах и минутах.

3. Итоговое время должно совпадать с общим (сумма «всего») и на теоретическую и практическую деятельность.

4. В случае, если в разделе указывается только практическая работа, временные затраты на нее в реальности не совпадают с общим временем за счет теоретического введения. Эта разница должна быть показана.

5. Такие виды ознакомления учащихся с профессиями как демонстрация видеофильмов, презентаций, экскурсии не являются практической деятельностью для многих профессий. Однако, в профессиях интеллектуальноемких, связанных с повышенными требованиями к технике безопасности и морально-этическим принципами, они могут быть допустимыми, а иногда единственно возможными. В таких случаях вопрос об отнесении указанных видов работ к практическим будет решаться в каждом конкретном случае отдельно.

6. При распределении тем во времени по дням избегайте их содержательно и логически необоснованного разрыва.

7. Специальное примечание для учреждений профессионального образования, проводящих для учащихся в первый день занятий мини-мероприятия ознакомительного характера с учреждением: как вариант, программу планировать хронологически-содержательно на 5 и 6 часов (а не по 5,5).

4. Программа курса

должна включать:

· краткое содержание разделов, тем;

· перечень форм работы с учащимися, используемых в реализации курса, с обязательным кратким описанием содержательного наполнения;

· материально-технические средства, необходимые для изучения курса.

Пример:

Раздел II. Графический дизайн. (4 час.)

Тема 1. Визуальные коммуникации. Графический фирменный стиль, фирменный знак. (1 час.)

Визуальные составляющие среды обитания: вывески, рекламные установки, указатели маршрутов, знаки дородного движения, указатели, пиктограммы, плакаты. Графический фирменный стиль: знак, логотип, цвет, шрифт, документация, упаковка, сувениры, графика на одежде, транспортных средствах, зданиях и пр. Графика товарного знака крупнейших компаний мира.

Тема 2. Дизайн рекламы (3час.)

Художественное творчество в рекламе. Искусство оформления: стиль, способ использования цвета, размер, пропорции, Художник- дизайнер. Расположение графических элементов: печатный текст, иллюстрации, фотографии, пробелы. Использование композиции. Этапы создания композиции. Перечень принципов композиции. Визуальные средства рекламы. Перечень принципов выбора визуальных средств. Виды упаковок.

Формы занятий: урок- лекция.

Лабораторная работа 1: «Какую рекламу вы выберете?» (+ краткое описание содержательного наполнения)

Лабораторная работа 2: «Психология цветового восприятия» (+ краткое описание содержательного наполнения)

Практическая работа: оформление витрины детского магазина: «Детская обувь», «Детская одежда», «Игрушки» (+ краткое описание содержательного наполнения)

Литература:

1. Бове Кортлэнд. Современная реклама. – М.,1995.- 456 с.

2. Власова Н.М. Рекламный конструктор. – М., 1998.- 325 с.

3. Волкова В.В. Дизайн рекламы. – М., 1999.-315 с.

Примечания:

1. Нумерация и наименования разделов и тем программы должны совпадать с нумерацией и наименованиями разделов и тем в учебно-тематическом плане.

2. Литературные источники приводить по желанию.

5. Информационное обеспечение

может включать:

· перечень специализированных помещений: классов, кабинетов, залов, мастерских, лабораторий, полигонов, цехов и т.д.;

· перечень демонстраций, практических и лабораторных работ, экскурсий;

· перечень необходимого оборудования (оборудования индивидуального пользования д.б. не меньше количества учащихся в группе);

· перечень дидактических материалов (печатных, аудио-, видео-, электронных);

· список литературы (использованных источников) для преподавателя;

· список литературы (использованных источников) для учащихся (при необходимости).

Список литературы (использованных источников) должен приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

Полные правила библиографического описания см. в Приложении № 5.

6. Информация об авторе программы:

Название программы

 

Фамилия

 

Имя

 

Отчество

 

Место работы

 

Должность

 

Контактный телефон

 

E-mail

 

Примечание:

авторам программ, работающим в учреждениях общего или дополнительного образования детей и подростков: направленность предлагаемой программы должна подтверждаться соответствующими документами о профессиональном образовании (профессиональной подготовке) автора. Сканы документов д.б. приложены к программе после этого раздела.

7. Аннотация

Должна включать следующую информацию: наименование курса, учреждения и сведения об авторе(ах), а также текст, в котором кратким и доступным языком д.б. изложено основное содержание и особенности курса. Помните, что, в первую очередь, аннотация предназначена учащимся и их родителям!

III. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ

Программа должна быть представлена для рассмотрения на Экспертном совете на бумажном носителе (ставить на первичном экземпляре утверждающую резолюцию руководителя учреждения необязательно).

Текст набирается в редакторе Word for Windows; формат *.doc или *.docx; шрифт Times New Roman, кегль 12; межстрочный интервал – одинарный, переносы не ставятся, выравнивание по ширине; поля: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху и снизу – 2 см, абзац – 1,25 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4, по высоте. Текст печатается на одной стороне страницы. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Страницы нумеруются, при этом Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы Приложений.

После принятия положительного решения Экспертным советом о реализации программы, ее необходимо предоставить Председателю ЭС в электронном и бумажном вариантах в соответствии с вышеуказанными требованиями.

Приложение № 1.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

программы по предпрофильной подготовке

1. 

Учреждение-организатор КПП

 

2. 

Настоящее наименование программы

 

3. 

Прежнее наименование программы

 

4. 

Год начала реализации программы(прим.2)

 

5. 

Настоящий(е) автор(ы)

 

6. 

Уровень профобразования программы

(варианты: СПО, СПО/ВПО, ВПО)

 

7. 

Отнесение программы к группе специальностей по образованию

 

Примечание к п.№ 3: если она реализовывалась до 2014-2015 уч.г., является преемницей прежней программы независимо от того, кто являлся прежним и является настоящим автором. Информация необходима для соблюдения преемственности программ в АИС ППиПО

Примечание к п.№ 4: предпрофильная подготовка в Тольятти началась с 2003-204 уч.г. Укажите, с какого года впервые начала (или начнет – для новых программ) реализовываться данная программа

Примечание к п.№ 7: см. Приложение № 2 в «Требованиях к программам практико-ориентированных курсов предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов»

Приложение № 2.

Список укрупненных групп специальностей по образованию

1. Информатика и вычислительная техника

2. Экономика

3. Менеджмент

4. Реклама и связи с общественностью

5. Документоведение и архивоведение

6. Технологические машины и оборудование

7. Управление в технических системах

8. Машиностроение и материалообработка

9. Архитектура и строительство

10. Электроэнергетика и электротехника

11. Электронная техника, радиотехника и связь

12. Эксплуатация транспортных средств

13. Техносферная безопасность

14. Химическая технология

15. Землеустройство и кадастры

16. Управление качеством

17. Военное дело

18. Юриспруденция

19. Здравоохранение

20. Образование и педагогика

21. Психология

22. Журналистика

23. История

24. Лингвистика

25. Социология

26. Социальная работа

27. Технология продовольственных продуктов и организация общественного питания

28. Торговое дело и товароведение

29. Парикмахерское искусство и прикладная эстетика

30. Техника и искусство фотографии

31. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

32. Туризм и гостиничное дело

33. Театр, кино и телевидение

34. Музыкальное искусство

35. Хореографическое искусство

36. Дизайн

37. Технология изделий легкой промышленности

38. Искусство костюма и текстиля

39. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия

40. Библиотечно-информационная деятельность

41. Социально-культурная деятельность

Приложение № 3.

Схема знакомства учащихся с профессией

· общая информация (историческая справка и роль в социально-экономическом развития страны, региона и города);

· содержание труда:

- предмет труда (человек, художественный образ, знаковая система, техника, природа);

- профессиональные обязанности и цель труда;

- средства труда:

* вещественные: ручные инструменты; механизированное оборудование; электрифицированное оборудование; автоматическое и полуавтоматическое оборудование и инструменты; измерительные приборы и устройства, аппаратура; средства связи),

* невещественные (функциональные): мышление, память, внимание, воображение, речь, мимика и жестикуляция, поведение, мелкая моторика, общая моторика, органы чувств;

- характер труда (жестко регламентированный, четко определенный, достаточно определенный, малоопределенный (много новизны и неопределенностей));

- организация труда (индивидуальная, коллективная, индивидуальная и коллективная);

- функции труда (исполнитель, организатор собственной работы (редко!), организатор других);

- контакты (долговременные или кратковременные, многочисленные или малочисленные, интенсивные или малоинтенсивные, постоянные или с меняющимся кругом лиц);

- ответственность в труде (повышенная за жизнь и здоровье, повышенная материальная, повышенная моральная, обычная (крайне редко!));

- условия труда (комфортные (в помещении), усложненные (вне помещения));

- факторы психофизиологической напряженности (график работы; нагрузки физические, интеллектуальные, эмоциональные, коммуникативные, социальные; опасности и риски; специфические условия и факторы труда, отдельные ограничения)

· требования профессии (к индивидуальным способностям и особенностям, личностным способностям и качествам; состоянию здоровья; допрофессиональному и профессиональному образованию);

· родственные профессии.

Приложение № 4.

ПРОФЕССИОГРАММА

БУХГАЛТЕР

О Б Щ А Я И Н Ф О Р М А Ц И Я

Бухгалтер (нем. buchhalter – книговод) – специалист в области теории и практики счетоводства и учета.

Поступление и расход товарно-материальных ценностей и денежных средств раньше записывали в специальную книгу. Профессия бухгалтера – одна из старейших. Уже в древнеиндийских общинах фигурирует бухгалтер по учету ведения сельскохозяйственного производства.

Первые печатные книги по бухгалтерскому учету появились в 14-15 веках, среди них особое место занимает всемирно известный «Трактат о счетах и записях», написанный итальянским математиком Лукой Пачоли.

В России должность бухгалтера официально впервые была учреждена указом Петра I в начале 18 века.

В нашей стране бухгалтерским учетом и составлением бухгалтерской отчетности занято свыше двух миллионов бухгалтеров.

Управление предприятием невозможно без достоверной экономической информации о производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений. Знание этой информации дает возможность изучать экономические показатели работы, систематически контролировать и анализировать хозяйственные процессы и явления.

Эти функции выполняет бухгалтерский аппарат, который есть на любом государственном и частном предприятии, организации, фирме.

Для того чтобы предприятие работало и выпускало продукцию, работникам предприятия выплачивали заработную плату, необходимо вести строгий учет и контроль финансово-хозяйственной деятельности. Эту работу выполняет бухгалтер.

С О Д Е Р Ж А Н И Е Т Р У Д А

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИИ

Ø В обязанности бухгалтера входят:

· бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций;

· осуществление приема и контроля первичной документации по бухгалтерскому учету и подготовка их к счетной обработке;

· составление отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ, услуг;

· начисление и перечисление налогов, сборов, страховых взносов, платежей и других выплат;

· проведение инвентаризации (сопоставление и сверка денежных средств и товарно-материальных ценностей);

· участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности и составление балансов (отчетности);

· начисление заработной платы сотрудникам;

· оформление бухгалтерских документов, их сохранность и сдача в архив.

Таким образом, основная цель деятельности бухгалтера – осуществление бухгалтерского учета, финансового контроля на предприятиях и организациях любой формы собственности.

Ø Основной предмет труда – знаковые системы (цифры, документы).

Ø В своей работе бухгалтер использует средства труда:

· вещественные (орудийные) – ручные (авторучку) и электрифицированные (персональный компьютер), средства связи;

· невещественные (функциональные) – аналитическое словесно-логическое мышление, долговременную и оперативную вербальную память, объемное, распределенное внимание; речь; органы чувств – зрение, слух.

Ø Работа бухгалтера имеет четко определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:

· должностными обязанностями;

· законодательными, нормативными, правовыми актами;

· постановлениями, распоряжениями, приказами, методическими материалами по отдельным видам бухгалтерского учета;

· этикой делового общения.

Ø Труд бухгалтера имеет индивидуальную организацию, при которой он самостоятельно выполняет свою работу. Но иногда выполнение трудовых заданий зависит от процесса и результата других членов коллектива.

Ø Функционально бухгалтер является исполнителем, однако ход трудового процесса организует самостоятельно.

Ø Контакты немногочисленные – с сотрудниками по работе, специалистами смежных организаций.

Ø Ответственность повышенная материальная – за соблюдение финансово-кассовой дисциплины.

Ø Бухгалтер работает в комфортных условиях – в помещении, рабочая поза – сидя.

Ø Возможные факторы психофизиологической напряженности в работе:

· повышенная материальная ответственность;

· необходимость длительной, кропотливой работы с документально-цифровыми материалами;

· долгое пребывание в одном положении (сидя).

Т Р Е Б О В А Н И Я П Р О Ф Е С С И И

Ø К индивидуальным способностям и особенностям:

· нервно-психическая устойчивость;

· высокая работоспособность;

· математические способности.

Ø К личностным способностям и качествам:

· умение управлять собой, личная организованность;

· усидчивость;

· обязательность, исполнительность;

· честность;

· ответственность.

Ø К состоянию здоровья (медицинские противопоказания):

работа бухгалтера не рекомендуется людям с заболеваниями:

· нервно-психическими (последействия нейроинфекции и интоксикации, черепно-мозговых травм; психические);

· сердечно-сосудистой системы (ревматизм, органические поражения клапанов и мышц сердца, функциональные нарушения, гипертоническая и гипотоническая болезнь);

· зрения (сильное снижение зрения).

Ø К допрофессиональному образованию:

необходимы знания по русскому языку, математике, иностранному языку, обществознанию в рамках школьной программы.

Ø К профессиональному образованию:

среднее и высшее профессиональное образование, курсы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов.

Р О Д С Т В Е Н Н Ы Е П Р О Ф Е С С И И

Экономист, экономист по финансовой работе, налоговый инспектор, аудитор, аналитик фондового рынка.

Описания других профессий:

Горбунова, М.В. 333 современные профессии и специальности: 111 информационных профессиограмм [Текст] / М.В. Горбунова, Е.В. Кирилюк. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 443 с. – (Справочники).

Приложение № 5.

ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ

для библиографических указателей и списков литературы

·        (ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание

·        ГОСТ 7.80-2001. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и

правила составления

·        ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание

электронных ресурсов

·        ГОСТ 7.12-93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке.

Общие требования и правила

Примечание

· Знаком (*) отмечены решения по библиографическому описанию, принятые в Отделе научной библиографии ГПНТБ СО РАН.

· В библиографическом описании в сведениях об ответственности для всех изданий ГПНТБ СО РАН писать: Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук.

· В сведениях об издательстве (издающей организации) писать: ГПНТБ СО РАН.

Общие положения библиографического описания

· Сведения в пределах одной области библиографического описания пишутся со строчной буквы (сведения, относящиеся к заглавию, обозначения ответственных лиц – ред., сост. и т.д., обозначение отсутствия издательства [б.и.]), но соблюдаются грамматические правила написания прописной и строчной букв.

· *Сведения, заимствованные не из предписанного источника информации, приводят без квадратных скобок.

· Сведения, отсутствующие в книге и добавляемые библиографом, даются в квадратных скобках (кроме области примечаний)

· 

Предписанная пунктуация

· Знак "двоеточие" (с пробелом до и после) ставится после заглавия перед сведениями, относящимися к заглавию:

Проблемы экологии города аналит. исслед.

· после места издания перед издательством, а также между двумя издательствами:

М. : АСТ : Астрель

· при сводном и аналитическом описании многотомников после номера тома перед спецификацией (заглавием) тома

Т. 3 : Геология рудных месторождений

· Знак "точка с запятой" (с пробелом до и после) ставится за косой чертой, разделяя первые и последующие сведения об ответственности

/ Моск. гос. ун-т ; ред. С.К. Полянский

в области выходных данных разделяет сведения о местах издания

М. СПб.

в области серии разделяет заглавие серии и номер (выпуск) серии:

Новое в науке и технике : обзор. материалы ; вып 2

в области специфических сведений

· Каждая область описания заканчивается точкой.

· Знак «тире» (с пробелом до и после) ставится между областями описания

Заголовок описания

· Применяют заголовок, содержащий имя индивидуального автора

· Если в книге или статье один автор; два автора; три автора, то в заголовке указываем одного автора и всех авторов повторяем в сведениях об ответственности, ставя инициалы впереди фамилии.

· После фамилии автора перед инициалами, как правило, ставится запятая. Но можно запятую опускать.

·        Один автор:

Иванов, А.И. Льготы для работников Севера / А.И. Иванов. – М. : Юрид. лит., 1991. – 143 с.

Или (для списков литературы) – запятая после фамилии автора может быть опущена:

Иванов А.И. Льготы для работников Севера / А.И. Иванов. – М. : Юрид. лит., 1991. – 143 с.

·        Два автора:

Степанов, А.И. Структурно-кинематический анализ Патомского прогиба / А.И. Степанов, Г.В. Рязанов. – Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1992. – 88 с.

· Три автора:

Лагерь, А. Аптека вокруг нас / А. Лагерь, А. Иванов, Л.И. Исаева. – М. : [б.и.], 1992. – 68 с.

·        Четыре автора и более

Книги и статьи 4-х и более авторов описывают под заглавием. В сведениях об ответственности указывают 1-го автора [и др.] в квадратных скобках:

Театр и мы / А.Б. Сергеев [и др.]. – М. : [б.и.], 1978. –115 с.

Заглавие

· Заглавие в любой части описания не сокращается: заглавие книги, статьи, источника (кроме периодических и продолжающихся изданий), серии, заглавие фрагмента библиографической записи в примечаниях.

· Если источник является периодическим или продолжающимся изданием и его заглавие состоит из одного слова, то оно не сокращается.

· Сведения, относящиеся к заглавию, разделяются знаком двоеточие с пробелом до и после знака и пишутся со строчной буквы:

Проблемы северных территорий : библиогр. указ.

Сведения об ответственности

· Сведения об ответственности (авторы, организации, редакторы, составители и т.д.) указываются за косой чертой (/).

· *Вначале указываются инициалы, а потом фамилия автора, редактора, составителя и т.д.

· Статус лица (ред., сост. и т.д.) пишутся со строчной буквы.

· Каждая последующая группа сведений об ответственности отделяется от предыдущей знаком точка с запятой (с пробелом до и после знака).

· Внутри группы сведений об ответственности один элемент от другого отделяется запятой.

· Все организации указываются через запятые, не зависимо от соподчинения. Соподчиненность организаций указывается так, как дано на титульном листе.

· В списках литературы можно указывать только первые сведения об ответственности.

· Составители, редакторы, организации: если 1, 2, 3 – указываем соответственно 1, 2, 3. Если 4 и более указывают 1 [и др.] в квадратных скобках.

· *Если в редколлегии выделен ответственный редактор – тогда указываем только его с уточнением в круглых скобках (отв. ред.) и в квадратных скобках добавляем [и др.] не зависимо от числа редакторов. Аналогично: если среди группы составителей выделен ответственный составитель.

Редакторы, составители

На титуле

В описании

Под редакцией А.А. Иванова

под ред. А.А. Иванова

Cоставители: А.А. Иванов, Б.Б. Сергеев, Р.С. Смирнов

сост.: А.А. Иванов, Б.Б. Сергеев, Р.С. Смирнов

Составители: Иванов А.А. (ответственный составитель), В.В. Петров, Г.Г. Сидоров

сост.: А.А. Иванов (отв. сост.) [и др.]

Научные редакторы: Москвин Е.Н., Васильева С.П., Мартынов Д.Д.

науч. ред.: Е.Н. Москвин, С.П. Васильева, Д.Д. Мартынов

Редакторы: Л.А. Лапина, О.В. Дорожко, С.С. Ветров, А.Н. Андреева

ред.: Л.А. Лапина [и др.]

Редакционная коллегия: Иванов А.А. (ответственный редактор), Петров В.В., Сидоров Г.Г.

редкол.: А.А. Иванов (отв. ред.) [и др.]

Редакционная коллегия: Иванов А.А. (ответственный редактор), В.В. Петров, Г.Г. Сидоров, Б.Б. Степанов

редкол.: А.А. Иванов (отв. ред.) [и др.]

Коллективные авторы

(организации)

На титуле

В описании (все организации, независимо от соподчинения перечисляются через запятую)

1 организация

Российская академия наук

Амурский научный центр

Рос. акад. наук, Амур. науч. центр

3 организации

Академия наук Эстонии. Институт кибернетики

Тартусский университет

Эстонское НПО вычислительной техники и информатики

3 организации

Акад. наук Эстонии, Ин-т кибернетики, Тартус. ун-т, Эст. НПО вычисл. техники и информатики

4 организации (и более)

Томский межвузовский центр дистанционного образования

Мордовский государственный университет

Кемеровский государственный университет

Астраханская медицинская академия

1 организация [и др.]

Том. межвуз. центр дистанц. образования [и др.]

Сведения об издании

· Сведения об издании приводят в формулировках и в последовательности, данных в книге

‑ 5-е изд., испр.

‑ Изд. 2-е, доп.

Выходные данные
(место издания, издательство, год издания

· Отсутствие места издания – [Б.м.].

· Если мест издания или издательств больше двух, то приводят одно [и др.] в квадратных скобках.

М. [и др.]

М : Искусство [и др.]

· Отсутствие издательства (со строчной буквы) - [б.и.] (кроме неопубликованных материалов)

· *В списках литературы отсутствие места издания можно не указывать

· Филиал (отделение) издательства дается через запятую (Наука, Сиб. отд-ние ).

· Сведения о годе издания давать обязательно. Обозначение "без года" [б.г.] – не приводят.

, 1998.

, [1996?]

, [199?]

Область серии

· Заглавие серии не сокращается.

–        (Серия “Пушкин в ХХ веке” : ежегод. изд. Пушкин. комис. / гл. ред. В. С. Непомнящий)

· Каждая серия заключается в отдельные круглые скобки. После номера серии перед заглавием ставится запятая:

(Автомобильный транспорт. Серия 1, Безопасность движения) (Водителю и пешеходу).

· После заглавия серии перед выпуском серии через пробел ставится знак «точка с запятой», слова «выпуск», «том» и т.д. пишутся со строчной буквы и сокращаются

(Химическая экология ; вып. 3).

Область примечаний

· В примечаниях слова сокращаются. Но если в примечании приведен фрагмент библиографического описания, то заглавие в библиографической записи не сокращается; внутри фрагмента области и элементы приводят с предписанными знаками, кроме знака точка и тире, который заменяют точкой. Авторов указывают в области сведений об ответственности:

Загл., авт. и вых. дан. установлены по справ.: Подробный словарь русских гравированных портретов / Д.А. Ровинский. СПб., 1888. Т. 3. № 634.

· В списках литературы примечания (включая сведения о библиографии) могут быть опущены. Примечания указываются, только если это важно для уточнения авторов, заглавия или источника.

Описание книг

Монография

· Полное описание:

Петров, А.А. Проблемы экологии города : аналит. исслед. / А.А. Петров, Б.Б. Сидоров ; отв. ред.: С.А. Сергеев, А.Б. Андреев, В.Г. Матвеев ; Акад. трансп. Рос. Федерации, Сев.-Зап. регион. науч. центр, Акад. водохоз. наук, Сев.-Зап. отд-ние. – Изд. 2-е. ‑ М. : Экос, Центр. фил. ; СПб. : Гидрометеоиздат, 2000. – V, 270, [7] с. – (Серия "Экология и региональная экономика") (Новое в науке и технике :обзор. материалы ; вып. 2/3). – Прил. содерж. законодат. и нормат материалы. – Схемы в конце разд. – Библиогр.: с. 266-270.

· Для списков литературы - в заголовке описания запятая после фамилии автора может быть опущена, за косой чертой можно давать только первые сведения об ответственности, давать только примечание, уточняющее фамилию автора:

Петров А.А. Проблемы экологии города : аналит. исслед. / А.А. Петров, Б.Б. Сидоров. – Изд. 2-е. - М. : Экос, Центр. фил. ; СПб. : Гидрометеоиздат, 2000. – V, 270, [7] с. – (Серия "Экология и региональная экономика") (Новое в науке и технике : обзор. материалы ; вып. 2/3).

· Полное описание:

Международно-правовое регулирование разрешения трудовых споров : доклад / Ф.Т. Симонян [и др.] ; Моск. гос. юрид. акад. - М. : [б.и.], 2001. - 26 с.

· Для списков литературы:

Международно-правовое регулирование разрешения трудовых споров : доклад / Ф.Т. Симонян [и др.]. - М., 2001. - 26 с.

· Полное описание:

История русской литературы ХIХ века (вторая половина) / Н.Н. Скатов [и др.] ; ред. Н.Н.Скатов. ‑ 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1991. - 511 с. - (Учебное пособие для педагогических институтов).

· Для списков литературы - за косой чертой можно указывать только первые сведения об ответственности - в данном случае – это авторы

История русской литературы ХIХ века (вторая половина) / Н.Н. Скатов [и др.]. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1991. ‑ 511 с. - (Учебное пособие для педагогических институтов).

Для издательских учреждений:

· Размер книги приводят в области физической характеристики после указания количества страниц (ставится знак "точка с запятой" с пробелами).

· Сведения о тираже помещают в области примечания.

· В следующей области (стандартного номера и условий доступности) (отделяется знаком точка и тире) указывают ISBN или его альтернативу.

· В этой же области через знак "двоеточие" (с пробелами) указывается цена.

Петров, А.А. Проблемы экологии города : аналит. исслед. / А.А. Петров, Б.Б. Сидоров ; отв. ред.: С.А. Сергеев, А.Б. Андреев, В.Г. Матвеев ; Акад. трансп. Рос. Федерации, Сев.-Зап. регион. науч. центр, Акад. водохоз. наук, Сев.-Зап. отд-ние. – Изд. 2-е. ‑ М. : Экос, Центр. фил. ; СПб. : Гидрометеоиздат, 2000. – V, 270, [7] с. ; 22 см.– (Серия "Экология и региональная экономика") (Новое в науке и технике : обзор. материалы ; вып. 2/3). – Библиогр.: с. 266-270. – 500 экз. – ISBN 5-203-12232 : 120 р.

Материалы конференции

· Полное описание:

Репрезентация верховной власти в средневековом обществе (Центральная, Восточная и Юго-Восточная Европа) : тез. XXII конф. "Славяне и их соседи" / редкол.: Г.Г. Литаврин (отв. ред.) [и др.]. ‑ М. : Индрик, 2004. - 111 с. ‑ В надзаг.: Рос. акад. наук, Ин-т славяноведения, Отд. истории сред. веков.

· Для списков литературы (надзаголовок можно опустить):

Репрезентация верховной власти в средневековом обществе (Центральная, Восточная и Юго-Восточная Европа) : тез. XXII конф. "Славяне и их соседи" / редкол.: Г.Г. Литаврин (отв. ред.) [и др.]. ‑ М. : Индрик, 2004. - 111 с.

· Полное описание:

Воспитательный процесс в высшей школе России : межвуз. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 26–27 апр. 2001 г.) / редкол.: А.Б. Борисов [и др.]. – Новосибирск : НГАВТ, 2001. – 157 с.– В надзаг. : Мэрия г. Новосибирска, Новосиб. обл. отд-ние Междунар. ассоц. по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, Новосиб. гос. акад. вод. трансп.

·        Для списков литературы

Воспитательный процесс в высшей школе России : межвуз. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 26–27 апр. 2001 г.) / редкол.: А.Б. Борисов [и др.]. – Новосибирск : НГАВТ, 2001. – 157 с.

· Полное описание:

Международно-правовое регулирование разрешения трудовых споров : доклад / Ф.Т. Симонян [и др.] ; Моск. гос. юрид. акад. ‑ М. : [б.и.], 2001. ‑ 26 с.

· Для списков литературы:

Международно-правовое регулирование разрешения трудовых споров : доклад / Ф.Т. Симонян [и др.]. ‑ М., 2001. ‑ 26 с.

· Полное описание:

Отбелка сульфатной целлюлозы без молекулярного хлора : материалы к докл. / В.А. Демин [и др.] ; редкол.: Н.П. Юшкин (отв. ред.) [и др.]. – Сыктывкар : СГУ, 1995. ‑ 11 с. ‑ Библиогр.: с. 10.

· Для списков литературы:

Отбелка сульфатной целлюлозы без молекулярного хлора : материалы к докл. / В.А. Демин [и др]. – Сыктывкар : СГУ, 1995. ‑ 11 с.

Cборник статей

· Полное описание:

Оптимизация информационно-библиографического обслуживания ученых и специалистов : сб. науч. тр. / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук, Нац. б-ка Респ. Саха (Якутия) ; редкол.: Е.Б. Соболева (отв. ред.) [и др.]. - Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 1998. - 198 с.

· Для списков литературы: - за косой чертой могут быть указаны только первые сведения об ответственности (в данном случае – это организация):

Оптимизация информационно-библиографического обслуживания ученых и специалистов: сб. науч. тр. / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук, Нац. б-ка Респ. Саха (Якутия). - Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 1998. - 198 с.

·        Многотомники

· При описании нескольких томов:

обозначение общего количества томов указывается в сведениях, относящихся к заглавию (через двоеточие с пробелами).

перед названием тома после номера тома через пробел ставится двоеточие

Экология и безопасность : cправочник : в 3 т. / Н.Г. Рыбальский [и др.] ; ред. Н.Г. Рыбальский. - М. : ВНИИПИ, 1992-1993.

Т. 1 : Безопасность человека, ч.1. ‑ 1992. ‑ 319 с.

Т. 1 : Безопасность человека, ч. 2. ‑ 1992. ‑ 442 с.

Т. 2 : Экологическая безопасность, ч. 1. ‑ 1993. ‑ 293 с.

Т. 2 : Экологическая безопасность, ч. 2. ‑ 1993. ‑ 320 с.

Т. 3 : Технологическая безопасность, ч. 1. ‑ 1993. ‑ 476 с.

Т. 3 : Технологическая безопасность, ч. 2. ‑ 1993. ‑ 478 с.

· Для списков литературы:

Экология и безопасность : cправочник : в 3 т. / Н.Г. Рыбальский [и др.]. - М. : ВНИИПИ, 1992-1993. - 3 т. (в 6 ч.).

·        Один том - перед обозначением общего количества томов двоеточие не ставится и это обозначение начинается с прописной буквы; после номера тома перед названием тома двоеточие не ставится:

Казьмин, В.Д. Справочник домашнего врача. В 3 ч. Ч. 2. Детские болезни / В. Казьмин. – М. : АСТ : Астрель, 2002. – 503, [1] с.

· Автореферат

Коллективный автор (организация) не указывается.

Иванова, О. М. Действие антигельминтиков на микробный и иммунный статус организма животных в регионе озера Байкал : автореф. дис. … канд. ветеринар. наук / О.М. Иванова. – Благовещенск, 2004. - 22 с.

Депонированные научные работы

Социологическое исследование малых групп населения / В. И. Иванов [и др.] ; М-во образования Рос. Федерации, Финансовая акад. – М., 2002. – 110 с. – Библиогр.: с. 108–109. – Деп. в ВИНИТИ 13.06.02, № 145432.

· Стандарты

В области специфических сведений (перед областью выходных данных) указывают обозначение ранее действовавшего документа, дату введения, сроки действия объекта библиографического описания. Описание под заглавием:

Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования : ГОСТ Р 517721–2001. – Введ. 2002–01–01. – М. : Изд-во стандартов, 2001. – IV, 27 с.

Издания. Международная стандартная нумерация книг : ГОСТ 7.53–2001. – Взамен ГОСТ 7.53–86 ; введ. 2002–07–01. – Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации ; М. : Изд-во стандартов, cop. 2002. – 3 с. – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

· Патенты

В области специфических сведений указывают регистрационный номер заявки на патентный документ; дату ее подачи (поступления); дату публикации и (или) сведения об официальном издании, в котором опубликованы сведения о патентном документе; сведения о конвенционном приоритете: дату подачи заявки, номер и название страны конвенционного приоритета. Название страны приводят в круглых скобках. Также в области могут быть указаны индексы национальной патентной классификации. Группы однородных сведений отделяются знаком точка с запятой (через пробелы), внутри группы- ставят запятые.

Приемопередающее устройство : пат. 2187888 Российская Федерация, МПК7 Н 04 В 1/38, Н 04 J 13/00 / В. И. Чугаева ; заявитель и патентообладатель Воронеж. науч.-исслед. ин-т связи. - № 20000131736/09 ; заявл. 18.12.00 ;

–        опубл. 20.08.02, Бюл. № 23 (2 ч.). - 3 с.

Одноразовая ракета-носитель : заявка 1095735 Рос. Федерация : МПК7 В 64 G 1/00 / Тернер Э. В. (США) ; заявитель Спейс Системз/Лорал, инк. ; пат. поверенный Г.Б. Егорова. – № 2000108705/28 ; заявл. 07.04.00 ; опубл. 10.03.01, Бюл. № 7 (I ч.) ; приоритет 09.04.99, № 09/289,037 (США)

·     Аналитическое описание

· Заглавие статьи и источника не сокращается. Сведения, относящиеся к заглавию указываются, если уточняют заглавие. Типовые сведения (сб. ст., сб. науч. тр.) могут не указываться.

· В источнике не указываются: коллективный автор (кроме продолжающихся изданий c типовым заглавием – труды, записки и т.д.), издательство, серия. Примечания указываются, только если это важно для уточнения авторов, заглавия или источника. В списках литературы библиография может не указываться.

· В источнике с тематическим заглавием приводятся первые сведения об ответственности.

· Если в статье один автор, в сведениях об ответственности он может не повторяться.

Статья из сборника:

Матюшенко, Н.И. Обобщенная модель морской транспортной системы "Севморпуть" / Н.И. Матюшенко // Эксплуатация морского транспорта. - СПб., 2003. - С. 80-83. - Библиогр.: с. 83.

Перов, С.М. Военные поселения царской России / С.М. Перов // Исторический сборник-83. – Волгоград, 1984. – С. 15-23. – В огл. авт.: Петров С.М. – Библиогр.: с. 21-23.

· Для списков литературы:

Перов С.М. Военные поселения царской России // Исторический сборник-83. – Волгоград, 1984. – С. 15-23. – В огл. авт.: Петров С.М.

Из материалов конференции

· Обозначение статуса конференции, совещания и т.д. (международная, всероссийская, региональная, межрегиональная и т.д.), начинается со строчной буквы.

· *Данные о месте и дате проведения конференции (совещания) заключаются в круглые скобки и указываются в следующем порядке: место проведения конференции, дата проведения конференции.

Симонов, А. Очистка сточных вод: проектирование технических устройств / А. Симонов // VII региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 12-15 мая 2002 г.) : тез. докл. - Волгоград, 2002. – С. 13-15.

Статья из журнала:

· В источнике перед названием серии ставится запятая

Жижимов, О.Л. Принципы построения распределенных информационных систем на основе протокола Z39.50 / О.Л. Жижимов, Н.А. Мазов // Науч.-техн. информ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2004. - № 11. – С. 12-26.

Экология г. Воронежа / B.С. Семенов [и др.] // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. 4, География и геоэкология. – 2000.- № 1. – С. 4-6.

Статьи из продолжающихся изданий:

· После номера тома перед спецификацией (заглавием) тома или выпуска ставится двоеточие (через пробел).

Гольдман, В.И. Геодезический мониторинг объектов и сооружений подъездного железнодорожного пути Чара - Чина / В.И. Гольдман // Тр. / Науч.-исслед. ин-т трансп. стр-ва. - 2002. - Вып. 214 : Строительство железных дорог в экстремальных условиях. - С. 38-46. - Библиогр.: с. 46.

· В списках литературы частное заглавие тома и сведения о библиографии могут быть опущены:

Гольдман В.И. Геодезический мониторинг объектов и сооружений подъездного железнодорожного пути Чара - Чина // Тр. / Науч.-исслед. ин-т трансп. стр-ва. - 2002. - Вып. 214. - С. 38-46.

Статья из тематического сборника:

Баренбаум, И.Е. А. М. Ловягин как историк книги / И. Е. Баренбаум // Книжное дело в России во второй половине XIX–начале ХХ века : сб. науч. тр. / Рос. нац. б-ка. – СПб., 2000. – Вып. 10. – С. 208–219.

· *Или:

Баренбаум, И.Е. А. М. Ловягин как историк книги / И. Е. Баренбаум // Книжное дело в России во второй половине XIX–начале ХХ века. – СПб., 2000. – Вып. 10. – С. 208–219.

Рецензии

· 1. Сведения о рецензии, реферате даются в примечании после слов: "Рец. на кн.:", "Рец. на ст.:", "Реф. ст.:" Авторы рецензируемой книги указываются в сведениях об ответственности:

Александров, К. Из истории белого движения / К. Александров // Мир библиогр. – 1998. – № 2. – С. 94–95. – Рец. на кн.: Библиографический справочник высших чинов Добровольческой армии и Вооруженных сил Юга России (материалы к истории белого движения) / Н. Н. Рутыч. - М. : Regnum : Рос. архив, 1997. - 295 с.

· 2. Сведения о рецензии даются в аннотации - в рецензии автор за косой чертой не повторяется:

Зданович, А.А. Свои и чужие – интриги разведки / А.А. Зданович. – М. : ОЛМА-пресс : МассИнформМедиа, 2002. – 317 с.

Рец.: Мильчин, К. На невидимом фронте без перемен // Кн. обозрение. – 2002. – 11 марта. – С. 6.

Беседы, интервью

Кочетков, В. Праздник - как повод для разговора : беседа с зам. пред. Президиума Кемер. науч. центра Сиб. отд-ния Рос. акад. наук канд. техн. наук В. Кочетковым и зам. директора Ин-та угля и углехимии Сиб. отд-ния Рос. акад. наук д-ром техн. наук В. Потаповым / В. Кочетков, В. Потапов ; вел Д. Корнилов // Наука в Сибири. - 2000. - № 34/35. - С. 4.

Бредихина, Н. А. Студент-первокурсник и маститый ученый : интервью с директором Новосиб. обл. науч. б-ки Н.А. Бредихиной / Н. А. Бредихина ; записал А. Нестеренок // Сов. Сибирь. - 1999. - 30 нояб.

· Электронные ресурсы

После заглавия приводится общее обозначение материала в квадратных скобках (без сокращений)

·         Монографическое описание

Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная программа (546 Мб). – М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см + рук. пользователя (1 л.) + открытка (1 л.). – (Интерактивный мир). – Систем. требования: ПК 486 или выше ; 8 Мб ОЗУ ; Windows 3.1 или Windows 95 ; SVGA 32768 и более цв. ; 640х480 ; 4х CD-ROM дисковод ; 16-бит. зв. карта ; мышь. – Загл. с экрана.

·         *Или

Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). –Загл. с экрана.

Таганцев, Н.С. Русское уголовное право. Тексты. Комментарии. Иллюстрации [Электронный ресурс] / Н.С. Таганцев. - М. : Адепт, 2003. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (Библиотека юриста) (Электронная книга).

Аналитическое описание

Программный комплекс доступа к базам данных ГПНТБ СО РАН из Internet [Электронный ресурс] / С.Р. Баженов [и др.] // IV рабочее совещание по электронным публикациям EL-PUB-99 : тез. докл. - Новосибирск, 1999. - Режим доступа : http://www.ist.nsk.su/ws/show_abstract.dhtml?I+25.

Жижимов, О.Л. Модель распределенной информационной системы Сибирского отделения РАН на базе протокола Z39.50 [Электронный ресурс] / О.Л. Жижимов, Н.А. Мазов // Электрон. б-ки. - 1999. - Т. 2, вып. 2. - Режим доступа: http://www.iis.ru/events/19990616/zhizhimov.ru.html.

Щавелев, А.С. Теория С.М. Соловьева о "родовой власти" в Древней Руси: возможности актуализации [Электронный ресурс] // Материалы международной конференции студентов и аспирантов "Ломоносов-99" : [тез. докл.]. – Режим доступа: http.www.hist/msc.ru (18.01.2005).

Казанская, Л.В. Пушкинские мотивы в творчестве Артура Лурье: опыт музыкально-исторического исследования [Электронный ресурс] / Л.В. Казанская // Балт. сезоны : Интернет-альм. – 1999. – № 1. – Режим доступа: http.www.theatre.spb.ru (23.01.2005).

·        В конце документа ставится дата обращения к документу. В ГОСТе 7.82-2001 данная позиция оговаривается как факультативная. Но сведения о дате обращения к документу очень важны, т.к. Интернет характеризуется таким понятием как изменчивость. За год любой справочник сетевых ресурсов устаревает на одну четверть. Тот или иной документ может быть удален или перенесен, в результате чего каждый пользователь регулярно сталкивается с таким понятием как "мертвая ссылка". За рубежом дата обращения к электронному документу является обязательным элементом. Видимо, нам надо к этому стремиться.

СЕРИАЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ ПРОДОЛЖАЮЩИЕСЯ РЕСУРСЫ

Газета

Академия здоровья : науч.-попул. газ. о здоровом образе жизни : прил. к журн. «Аквапарк» / учредитель «Фирма «Вивана». – 2001, июнь – . – М., 2001– . – 8 полос. – Еженед.

2001, № 1–24. – 10000 экз. ; 2002, № 1(25)–52(77). – 15000 экз.

Журнал

Актуальные проблемы современной науки : информ.-аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Спутник +». – 2001, июнь – . – М. : Спутник +, 2001– . – Двухмес. – ISSN 1680-2721.

2001, № 1–3. – 2000 экз.

Бюллетень

Российская Федерация. ГосДума (2000– ). Государственная Дума : стеногр. заседаний : бюллетень / Федер. Собр. Рос. Федерации. – М. : ГД РФ, 2000– . – 30 см. – Кн. не сброшюр.

№ 49 (497) : 11окт. 2000 г. – 2000. – 63 отд. с. – 1400 экз.

Продолжающийся сборник

Вопросы инженерной сейсмологии [Текст] : сб. науч. тр. / Рос. акад.

наук, Ин-т физики Земли. – Вып. 1 (1958)– . – М. : Наука, 2001– . –

ISSN 0203-9478.

Вып. 34. – 2001. – 137 с. – 500 экз.

Вып. 35 : Прогнозирование землетрясений. – 2001. – 182 с. – 650 экз.

Вып. 36. – 2002. – 165 с. – 450 экз.

или

Вопросы инженерной сейсмологии [Текст] : сб. науч. тр. / Рос. акад.

наук, Ин-т физики Земли. – Вып. 1 (1958)– . – М. : Наука, 2001– . – ISSN 0203-9478.

Вып. 34. – 2001. – 137 с. – 500 экз. ; вып. 35 : Прогнозирование землетрясений. – 2001. – 182 с. – 650 экз. ; вып. 36. – 2002. – 165 с. – 450 экз.

 

Изображение

СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Основные сведения

Структура и органы управления образовательной организацией

Документы

Образование

Образовательные стандарты и требования

Руководство Педсостав

Мат-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Стипендии и меры поддержки обучающихся

Платные образовательные услуги

Финансово- хозяйственная деятельность

Вакантные места для приема

Доступная среда

Международное сотрудничество 

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Министерство просвещения Российской Федерации

Изображение: наставничество

 Телефон доверия 8-800-2000-122 Телефон доверия

Горячая линия по вопросам деятельности образовательных организаций

Ответственность за коррупционные нарушения

Опрос общественного мнения

 Платные образовательные услуги

 Изображение

банер: COVID-19
Изображение
 
 

 

 

 

Роспотребнадзор напоминает

Профилактика геморрагической лихорадки
Роспотребнадзор напоминает

оценка качества

Изображение

Телефоны служб экстренного реагирования

банер: добро. рф
 «Методические рекомендации по заполнению формы сообщения от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления о наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» противоправной информации»

результаты оценки качества оказания услуг

банер: десятилетие детства

Яндекс.Метрика